Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Хочу помогать бедным. Со мной все нормально?

Темы: Цдака, Милосердие, Яков Шуб

Отложить Отложено

Уважаемый раввин, я, если честно, не очень соблюдаю заповеди, хотя уважительно отношусь к религиозным людям. Недавно заметил за собой, что мне довольно тяжело пройти мимо человека, который просит подаяние, или отказать, когда меня просят помочь нуждающимся людям. Хотя сам я не очень богатый, но стараюсь помогать, чем могу, в том числе и на вашем сайте. Но меня больше интересует, откуда у меня такое желание, как вы считаете, это нормально? Заранее спасибо, Олег, Москва

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Олег,

Большое спасибо, что обратились к нам. Спешим заверить Вас, что с Вами все нормально. Более того, помогать другим людям — это вполне естественное для евреев желание. В Талмуде (Йевамот 79а) сказано, что евреи отличаются тремя свойствами — они скромные (байшаним), милосердные (рахманим) и стремятся помочь ближнему (гомлей-хасадим).

С другой стороны, даже если человек по каким-то причинам не чувствует «зова души» помогать другим людям, его собственное сознание должно помочь ему понять необходимость этого.

Чтобы подробнее разобраться, обратимся к комментарию Рабейну Бехайе на Тору. «И сказал Господь: Вопль на Сдом и Амору великим стал, а их грех стал тяжким весьма» (Ваера 18:20). Объясняя этот стих, Рабейну Бехайе говорит: тем тяжким грехом, который переполнил чашу терпения, был отказ жителей Сдома и Аморы давать цдаку, т.е. заботиться о ближнем. Получается, что хотя жители Сдома и Аморы не гнушались и иными грехами, как сказано: «A люди Сдома злы и весьма грешны пред Господом» (Берешит 13:13), окончательный приговор был вынесен именно за то, что они не давали цдаку (Зоар 109:1).

В чем же особенность этого греха: не давать цдаку? Ответ очень прост: заповедь о цдаке — это заповедь, необходимость исполнения которой человек может постичь своим умом. Если он устроен и обеспечен, как он может пройти мимо нуждающегося? Тем более, если этот человек его соплеменник и живет с ним в одном городе? Поэтому даже до дарования Торы жители Сдома и Аморы были строго наказаны за то, что не давали цдаку. Иными словами, общество, которое не выполняет свою естественную «человеческую» обязанность — заботиться о ближнем и давать цдаку, не имеет права на существование (Рабейну Бехайе, Берешит 18:20).

Поэтому взгляд Торы на этот вопрос следующий: не бедняк нуждается в богатом и его помощи, а, наоборот, Всевышний посылает людям достаток, чтобы проверить их: как они им распорядятся. Поэтому именно богатый нуждается в бедняке, чтобы доказать: он правильно «распоряжается» благословением, которое послал ему Всевышний.

Мидраш говорит: когда бедняк стоит на пороге дома богача и просит о помощи, Всевышний находится справа от него. Если богатый помогает, Тот, Кто стоит справа, благословляет его. А если нет, Тот, Кто справа, взыскивает с него, как сказано: «Потому что справа от бедного стоит Он, чтобы спасти от судящих душу его» (Тэилим 109:31).

Поэтому Вы поступаете совершенно правильно. Пусть Всевышний в заслугу выполнения этой важной заповеди пошлет Вам и Вашей семье всяческие благословения и поможет и дальше продвигаться по пути Торы.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше