Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как человек спасается в иудаизме? Верой? Делами?

Темы: Христианство, Атеизм, Эльяким Залкинд, Вера, Заслуги

Отложить Отложено

Здравствуйте. Мне интересно, как человек спасается в иудаизме. Верой? Делами? Или и тем, и другим? Вот в Псалме говорится: (Пс.36:29) Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек. Значит, для спасения достаточно быть праведником? Может ли атеист-праведник (ну допустим, что его моральные принципы совпали с заповедями Торы) без веры быть спасенным? Спасибо. Д.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Д.,

Слово «спасается» нам не совсем понятно. Спасается от чего или от кого? Спасается сам или кем-то? По-видимому, мы живем в сфере иных понятий. Мы просим помощи у Всевышнего — Творца и Властелина мира: суметь понять и выполнить то, что Он хочет от нас, — Его заповеди, уберечь нас от ошибок и ложных стремлений, от зла, избавить от изгнания, физического и духовного, вернуть на нашу землю, к должному и желанному служению Ему и еще многое другое. И стараемся делать то, что в наших силах, исполняя все это, строя жизнь в соответствии с истиной. Но не пытаемся «спастись» от этого мира, который является не злом, а тоже — творением Всевышнего. Местом испытаний, но и радости осмысленной и наполненной жизни, соблюдения заповедей, изучения мудрости, открываемой нам Творцом, поиска Его близости и дарования ее, служения Ему, раскрытия в нашей жизни и во всем мире Его Провидения и Присутствия. И хотя мы ждем будущего (грядущего) мира, в котором эти раскрытие и близость будут несравнимо больше, мы радуемся и жизни здесь, где можно так много сделать и куда мы приведены не напрасно. Так жизнь не раздваивается на наслаждение этим миром, с одной стороны, и страхом перед наказанием за это и желанием спастись от мира, с другой. Но сама жизнь наполняется чистотой, светом и радостью приближения к Совершенному, обретения Истины и близости к Источнику всего.

Заслуги же человек приобретает и верой, и делами, если они желанны Творцу, тем более — если заповеданы Им. И, действительно, достаточно быть праведником. Но это означает не только соблюдение общепринятых моральных принципов.

Как Вы думаете, если человек, например, захватит чужой дом, выживет оттуда хозяина, объявит хозяином себя и устроит в этом доме благотворительное учреждение, — мы назовем его праведником? Или наоборот?

Так, если человек не признаёт, что у мира есть Хозяин, Творец, и не дает себе труда разобраться, чего ждет от него (в сущности, гостя) истинный Хозяин этого «дома», для чего пустил его в Свой дом, не желает исполнять Его правила, а, напротив, пытается объявить хозяином себя, — разве может он быть назван праведником, даже если окажется хорошим соседом для таких же, как он?

Всевышний создал этот мир. Создал и нас, наши души, облёк их в тела — всё это принадлежит Ему. Он приводит нас в Свой мир с инструкцией, как жить в нем, на каких условиях Он создал нас и пустил сюда. Всех людей без исключения. Это и есть заповеди. Но первая из них — не забыть, что у всего есть начало и цель. Что есть Властелин всего.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме

Возможность поверить 1. Неразумный атеизм

Лоренс Келеман,
из цикла «Возможность поверить»

Из трех возможных отношений человека к Б-гу — веры, агностицизма и атеизма — только первые два выдерживают критику с точки зрения разума. Третье же приживается только в тех людях, которые не понимают или не стремятся понять, что такое атеизм

Рав Арье (Лев) Кацин

Дети за отцов (НЕ) отвечают?

Что такого ужасного в разврате?

Рав Эльяким Залкинд

Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...

Еврейская Тора и христианские миссионеры 5. Был ли Иисус мессией? Рассмотрим факты

Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»

Миссионеры утверждают, будто Иисус исполнил все важнейшие мессианские пророчества. На самом деле ни одно из них не осуществилось. Все, что он сделал, носило удивительно тривиальный характер


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше