Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В месяц элуль, предшествующий началу нового еврейского года, производится чтение «слихот», молитв о прощении грехов. В разных общинах существует свой график чтения «слихот». Время произнесения молитв тоже выбрано неслучайно.

В дни месяца элуль принято вставать в час утренней стражи (последняя треть ночи), собираться в синагогах и читать слихот («извинения») — тексты и молитвы, побуждающие к раскаянию. Эти тексты действительно завершаются просьбой о прощении. (Лейтмотив молитвы — Слах лану, «прости нам»).

Восточные евреи начинают читать слихот со второго числа месяца элуль и продолжают чтение вплоть до Йом-Кипура. По обычаю европейских общин слихот начинают читать с воскресенья перед Рош-Ашана. При этом следят, чтобы это чтение продолжалось по крайней мере четыре дня. Поэтому, если Рош-Ашана приходится на понедельник (как в этом году) или вторник, слихот начинают читать с воскресенья предыдущей недели (в этом году с 17 сентября).

Почему в утреннюю стражу? Ночь — это тьма, изгнание, грех. В последнюю стражу уже близок свет — время желанной молитвы. В эти часы Всевышний как никогда близок ко всем, кто призывают Его.

Почему с воскресенья? Из-за Первого дня Творения. Человек — цель творения. Поэтому работу по возвращению к Творцу полезно начинать в первый день недели, сразу после Субботы.

Почему по крайней мере четыре дня? Так поступали в Храме, когда готовили животное для жертвы: его проверяли в течение четырех дней. Считается, что на Суде, в Рош-Ашана, человек сам должен вознестись к Создателю. Поэтому постановили проверять себя (читать слихот) не менее четырех дней.

Я встал утром, чтобы благодарить Тебя, Б-г моей славы!

Стою этим утром, чтобы исповедать Тебе мои грехи.

Пусть в награду за мою службу будут даны мне в награду

Моя душа и мой народ. Вот единственная моя просьба.

(Отрывок из слихот)

Слово слихот происходит от слиха, извинение, просьба о прощении. Так называются тфилот (молитвы) и пиютим (специальные гимны религиозного содержания), в которых мы просим Всевышнего простить нас за наши прегрешения, избавить от несчастий и спасти еврейский народ. Обычно слихот читаются в дни общих постов, во время национальных бед и, главным образом, — в элуле, месяце исправлений, месяце тшувы.

Мидраш рассказывает, что первые слихот были составлены во времена царей: «Опечалился царь Давид, поскольку не знал, чем можно искупить грехи евреев. Сказал ему Всевышний: В час беды, пришедшей на Израиль из-за грехов, пусть встанут передо Мной в молитве, покаются в проступках, произнеся весь порядок слихот, — и Я прощу их».

Намек на необходимость читать слихот находим в Торе, в недельном разделе Ки Тиса: после того как Моше просил Всевышнего простить евреев, совершивших грех золотого тельца, Тот «прошел перед лицом Моше» и открыл пророку 13 мидот (характеристик) Своего милосердия. Отсюда учат наши учителя, что Творец мира как бы показался наяву, выступив в роли того, кто, закутавшись в талит, совершает общественную молитву от лица всей общины; тем самым Он открыл пророку Моше порядок чтения слихот. (Действительно, центральная часть слихот — молитва, перечисляющая все 13 способов проявления Всевышним милосердия.)

Мидраш поясняет, что, когда Моше поднялся на гору Синай, чтобы выпросить прощение для евреев, был рош-ходеш (первый день месяца) элуль. И пребывал он на ней вплоть до Йом-Кипура. Все эти дни евреи молились в своем стане, постясь и раскаиваясь. С тех пор месяц элуль считается месяцем, удобным для исправлений, когда Всевышний особенно милостив ко всем, кто решил вернуться к Нему.

В ашкеназских общинах принято читать слихот в течение недели, предшествующей Рош-Ашана. Сфарадим читают слихот весь месяц элуль.

Особые слихот читаются в Десять дней покаяния, Ямим-нораим, от Рош-Ашана до Йом-Кипура.