Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какое благословение произносил Авраам после еды?

Темы: Авраам, Благословение, Гостеприимство, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Шалом. Мир Израилю! Прошу ответить на вопрос: какое благословение произносил Авраам и говорил произносить людям после того, как он их принял и накормил, вместо платы деньгами? Заранее благодарю. Мир Израилю! К.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Шалом алейхем, уважаемый К.,

Вавилонский Талмуд[1] трактует слова Торы[2] о праотце Аврааме — «И воззвал там именем Всевышнего к миру» — следующим образом: он добивался того, что все путники, проходившие мимо его шатра, благодарили и благословляли Всевышнего. «Как это происходило? После того, как Авраам принимал путников у себя и угощал их, разумеется, они благодарили его за это. В ответ он говорил: “Разве вы ели то, что принадлежит мне? Вы ели от того, что принадлежит Творцу всего мира!”. Тогда путники благодарили и благословляли Того, по Чьему слову был сотворён мир». Согласно этому, благословение, которое путники произносили, могло звучать так: «Благословен Тот, по Чьему слову был сотворён мир!» (На иврите, в транскрипции: Барух Ше-Амар вэ-айя олам).

Разъясняя это место в Талмуде, комментарий Тосфот Шанц цитирует мидраш, в котором сказано: если путники не желали благословлять Всевышнего, Авраам говорил им: «Тогда платите за то, что съели и выпили. Но только это весьма высокая сумма, ведь я живу посреди пустыни и доставить сюда еду и питьё требует немалых усилий». Когда путники видели, что Авраам собирается взять немалые деньги, они предпочитали благословить Всевышнего.

Мидраш Рабба[3] уточняет, как именно это происходило. После того, как путники заканчивали трапезу, Авраам говорил им: «Благословите!», а они спрашивали: «Что мы должны сказать?» Он отвечал им: «Благословен Творец мира, Чью еду мы ели!» (На иврите, в транскрипции: Барух Э-ль олам, ше-ахальну ми-Шело). То есть, согласно этому мидрашу, такова была формула благословения.

Очевидно, благословение могло быть и иным. Ведь принципиальным (согласно комментарию Талмуда) было именно то, что благодаря Аврааму люди начинали благодарить, благословлять Всевышнего. То есть, он сообщал им веру в то, что всё, что наполняет этот мир, принадлежит Всевышнему, а мы — лишь пользуемся дарованными Им благами и должны Его за это благодарить. А слова, которыми это выражается, могли быть разными…

С уважением, Зеев Гершензон

[1] Трактат Сота, лист 10а.

[2] Книга Берешит 21:33.

[3] На тот же стих Торы.

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше