Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Сколько дают бедному? Столько, сколько ему не хватает. То есть, если речь идет о бедном, получающем милостыню тайно, жители города должны дать ему все недостающее.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Так все-таки нужно идти на смерть, чтобы не нарушить любую из заповедей Торы? Или как?

24 декабря 2014 года, темы: Самопожертвование, Ханука, Идолопоклонство, Прелюбодеяние, Убийство, Пикуах нефеш, Мендель Агранович

Отложить Отложено

Шалом. Слушая лекции, я знаю, что есть 3 заповеди, которые нельзя нарушать даже под страхом смерти, и надо идти на смерть, лишь бы только не нарушить их: «Не убей», «НЕ прелюбодействуй», «Не поклонись идолу». Так же, читая книгу Маккавеев (Хашмонаим) мы видим, что евреи шли на смерть ради того, чтобы не есть некошерной пищи. Так все-таки: нужно идти на смерть, чтобы не нарушить любую из заповедей Торы, или как? И еще: что является прелюбодеянием по Торе? Спасибо, с уважением, Н.

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемая Н.,

Действительно, общий принцип таков: Тора заповедует нам жить по заповедям, поэтому, если перед человеком дилемма — нарушить закон Торы мудрецов или умереть, то он должен выбрать нарушение, чтобы не лишиться жизни. Раши объясняет, что этот закон был дан из-за великой любви Всевышнего к тем душам, которые «взяты из-под престола Его Славы». Поэтому Он желает даровать им жизнь.

Существует несколько исключений из этого правила.

1. Запрещено убивать, даже под страхом смерти.

2. Запрещено вступать в запрещённые Торой интимные связи.

3. Нельзя служить идолам.

Вы задаете вопрос, что является прелюбодеянием. Это, прежде всего, близость с чужой женой. Этот запрет нельзя преступить даже под страхом смерти. Рав Ицхак Зильбер рассказывал, что во время войны, в Казани, к его отцу пришла замужняя еврейка, умиравшая с голоду. Она задала следующий вопрос: муж на фронте, она голодает. А в городе есть некий молодой человек, который готов ее кормить, если она вступит с ним в связь. Рав Зильбер развел руками: «Этот запрет даже под страхом смерти нельзя нарушать — что я могу тебе сказать…»

Талмуд же рассказывает другую историю. Некий мужчина влюбился в некую молодую женщину. До такой степени, что у него проявилась сердечная болезнь. Лекари сказали, что ему поможет только близость с ней. Талмуд говорит, что это запрещено, несмотря на то, что жизни человека угрожает опасность. Более того, Талмуд запрещает этому человеку даже разговор на интимные темы с этой женщиной, так как это нарушение, хоть и в малой степени, по сути того же запрета. В Талмуде есть две версии: эта женщина была замужем и — она была незамужней. Если она замужем, тогда, говорит Талмуд, все понятно. Но если она свободна, — в чем причина столь строгого запрета? Талмуд утверждает: принуждение свободной женщины к близости также запрещено, поскольку это не её сознательный выбор. Это и есть яркие примеры прелюбодеяния, наряду с инцестными (близкородственными) связями.

Кроме того, есть еще две исключительных ситуации, когда следует отдать жизнь ради заповеди.

1. Когда враги Торы заставляют евреев её нарушать, ставя своей целью одержать победу над Торой. В этом случае нужно отдать жизнь за выполнение любого закона. Вплоть до обычая, имеющего хоть какой-либо малый галахический смысл (в Талмуде приводится пример с ремешками для сандалий, которые носили верные Торе евреи, — нельзя поменять их, чтобы выглядеть как идолопоклонники, которые носили особые ремешки).

2. Если человека заставляют нарушить закон в присутствии десяти евреев, ставя целью именно привести его к нарушению закона Торы, даже если нет общего преследования всего народа. И в этом случае также нужно отдать жизнь, но не нарушить закон.

Так вот. В своём вопросе Вы обращаете внимание на то, что люди отдавали жизнь за соблюдение законов кашрута, субботы, тфилин, обрезания. В связи с Ханукой этот вопрос крайне важно прояснить. Действительно, Селевкиды преследовали евреев не за кровь, а за убеждение. То есть, это был период гонений на Тору. И именно поэтому многие считали нужным отдать жизнь за еврейский календарь, субботу, изучение Торы и т.д. И, хотя никогда не было обязанности отдать жизнь ради соблюдения предписывающих заповедей (т.е. предписаний, а не запретов), у человека есть право сделать это, если таково требование момента (Рамо, Йорэ Дэа 157).

Но если какой-то отдельный грек ради потехи пытался бы заставить еврея эпохи Хашмонаим до постановлений Селевкидов нарушить кашрут, закон предписывал бы этому еврею нарушить кашрут, чтобы остаться в живых.

Есть интересный спор, имеет ли человек право отдать жизнь за выполнение заповеди, если он не обязан отдавать жизнь. Рамбам полагает, что в этом случае он считается виновным в собственной смерти. Поэтому и предписания, и запреты «отодвигаются», человеку не следует идти на смерть. Но Тосафот и Ран говорят, что, если человек оценивает ситуацию определённым образом и считает нужным отдать жизнь за любую заповедь, он имеет на это право.

Если человек нарушил какой-либо из трёх запретов — служил идолам, вступил в запрещенную связь или убил кого-то — под страхом смерти, он не обязан нести наказание по закону Торы, т.к. считается, что он нарушил закон не по собственному желанию, а по принуждению. И, хотя он должен был отдать жизнь, земной суд его не карает, он освобождён от наказания, предусмотренного за нарушение этих запретов в других условиях.

Всё, что было сказано о необходимости отдать жизнь, относится к ситуации, когда человека заставляют проявить активность, совершить действие: пойти служить идолам, спустить курок или заколоть мечом другого человека. Если же его не заставляют совершить какое-то действие, если он может оставаться в бездействии во время нарушения, как, например, женщина во время близости, тогда не следует отдавать жизнь ради того, чтобы не нарушить запрет. Именно поэтому царица Эстер продолжала жить с царем Ахашверошем: она никогда не проявляла никакой инициативы, чтобы спровоцировать близость. Именно поэтому, когда она вошла к Ахашверошу по просьбе Мордехая, хотя Ахашверош её не вызывал, она посчитала, что теперь станет запрещенной своему мужу Мордехаю. Автор Нода Бэ-Йеуда поясняет, что это был исключительный случай в истории, особое пророчество, призванное спасти весь народ. На основании этого рав Йехезкель Ландо запретил мужу близость с женой, которая соблазнила главаря разбойников, угрожавших ее попутчикам. Несмотря на то, что она спасла всех. Так как женщина, вступившая в связь с каким-либо мужчиной, кроме собственного мужа, запрещена мужу.

Человеку следует постараться откупиться любыми деньгами, дабы не нарушить любой запрет Торы.

Если идолопоклонники спрашивают у еврея, еврей ли он, нельзя отказываться от своего еврейства, но можно ответить так, чтобы они не поняли.

Эти три запрета нельзя нарушить ни по принуждению, ни ради лечения. То есть нельзя лечиться идолопоклонством, развратом, убийством…

Радваз в своём респонсе постановляет: надо отдать жизнь, если идолопоклонники заставляют человека нарушить запрет, утверждая, что какой-либо закон Торы устарел, изменился или получен не от Всевышнего.

Если от группы людей требуют выдать кого-то на казнь или на надругательство, нельзя этого делать, даже если придется погибнуть всем. В такой ситуации рав Александр Зуша Зискинд, раввин и командир партизанского отряда в Югославии, сдался немцам сам, чтобы сохранить жизнь членам своей общины. И он имел на это право.

Пусть все эти законы навсегда останутся теорией, будут законом, никогда не применяемым на практике, и пусть мы изучаем их только во исполнение заповеди изучения Торы.

С уважением, Мендель Агранович


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме


В рамках еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию и обязан был «играть» по правилам, установленным в Алахе (Еврейском законе). Читать дальше