Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кошерно ли убивать моль?

Темы: Запреты, Страдания, Шхита, Убийство, Мендель Агранович, Животные

Отложить Отложено

Здравствуйте. У нас дома завелась моль… Достаточно много моли. Её приходится, конечно же… скажем так, прихлопывать. Меня очень волнует — а кошерно ли это? Не нарушаю ли я заповеди о мучениях животных? Буду благодарен за ответ. Михаил

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемый Михаил,

Вы спрашиваете, можно ли убивать моль, так как Вы знаете, что по закону Торы запрещено причинять боль, страдания животным.

С другой стороны, моль заставляет Вас страдать, а потому Вам самому очевидно, что можно ее убить. Ваш вопрос только — почему это можно?

Так вот, прежде всего, нужно отметить, что человек имеет право распоряжаться жизнью животных. Тора дала ему такое право после Потопа, когда Ноах построил Ковчег, приютил всех животных и ухаживал за ними в течение года, пока длилась эта величайшая катастрофа. Действительно, первые люди, Адам и Хава, были вегетарианцами, но после Ноаха животные были разрешены нам в пищу Самим Всевышним — кроме крови, о которой Тора говорит, что в ней душа. Кровь нужно слить на землю.

Кроме того, Тора запретила всему человечеству есть мясо, отрезанное от живого животного.

Кстати, уже из этого можно сделать вывод: если уж есть животное, то только после его смерти. Значит, разрешено причинить смерть животному. Хотя можно возразить, что только животное, которое умерло, разрешено в пищу, а убивать самим запрещено.

Но это всего лишь умозаключение, так как Тора прямо говорит, что разрешила мясо животных — как зелень или овощи полевые.

Но, с другой стороны, в Талмуде сказано, что причинять страдания животным запрещено Торой.

Как это «стыкуется»?

Ответ очевиден: можно убить животное ради пользы человека, но делать это без пользы или больше, чем необходимо, нельзя. Это основной принцип. Дальше рассмотрим другие детали, но это основа.

Если говорить о страданиях животных, связанных с забоем, нужно выделить несколько моментов.

1. Шхита — ритуальный способ забоя скота, когда животное убивают острейшим ножом, который моментально перерезает пищевод и трахею.

Так вот, есть объяснение Рамбама в книге Морэ Нэвухим («Путеводитель колеблющихся»), в котором он называет основным смыслом шхиты необходимость уменьшить страдание животного при смерти.

То есть этот способ — оптимальный из всех возможных способов убийства животного, при котором его страдания сводятся к минимуму.

В основе многих заповедей Торы — желание Всевышнего, чтобы мы проявили милосердие к животному.

Например, если осёл падает под поклажей, мы обязаны помочь хозяину развьючить его, дабы уменьшить страдания осла.

Нельзя резать корову и её теленка в один день (это также по мнению Рамбама, другие мудрецы спорили с ним и считали, что смысл этого запрета — просто в желании Торы оградить нас от излишней жестокости, а уменьшить страдания можно было бы, зарезав одного из них в другом помещении и т.д.).

Заповедь не пахать на осле и быке в одной упряжке также, по мнению Сефер а-Хинух, была дана, чтобы не причинять страдания животным разной силы и характера.

Заповедь согнать птицу-мать с гнезда, когда забирают яйца или птенцов, также, по Рамбаму, дана, чтобы не причинять страдания матери-птице.

Нельзя стерилизовать животных — по той же причине.

Нельзя также есть прежде, чем накормишь животных.

Запрещено прикрывать рот животному на молотьбе, чтобы оно могло есть.

Этот список можно продолжать и продолжать, но мне кажется, что основной принцип очевиден: Тора дала человеку право распоряжаться жизнью животных, но при этом обязала его свести к минимуму их боль и страдания. Это очень яркий пример абсолютности Торы.

Мы видим, что люди без Торы делятся на две группы: 1. тех, кто считает, что убивать животных так же плохо, как убивать людей. Такие люди проповедуют вегетарианство, пытаются внедрить законы, запрещающие эксперименты на животных и т.д. 2. тех, кто беспощадно уничтожает животных ради собственной выгоды или забавы (охота, например).

Но Тора проводит, как всегда, четкую границу, так как она знает, что можно, а что нельзя. Потому что Тора есть мудрость самого Б-га, а Он так решил, а затем зафиксировал Своё решение в Торе и её заповедях. И истина посередине — можно использовать животных по необходимости, но нельзя причинять им бессмысленные страдания.

Приведу основные законы и правила выполнения этой заповеди.

1. Запрет доставлять страдания животным является запретом из Торы по большинству мнений.

Каков источник закона? Рав Ашер Вайс приводит 13 вариантов.

2. Существует спор между Шулхан Арухом и Рамо о том, имеет ли этот запрет пространственные ограничения. То есть, на каком расстоянии человек должен находиться от страдающего животного, чтобы обязанность оказать помощь вступила в силу (речь идет об осле, упавшем с поклажей).

3. Сфорно упоминает о необходимости лечить животных.

4. Любому человеку запрещено доставлять страдание животным, по мнению Рамбама и Сефер Хасидим, потомки Ноаха также обязаны соблюдать этот закон.

5. Если человек не может выполнить эту заповедь по своему социальному статусу, он не обязан ее выполнять, так как его достоинство имеет для него такое же значение, как пища и т.д.

6. Запрещено причинять страдание всем животным, кроме вредителей. Как по Торе, так и по постановлению мудрецов.

7. Причиняя страдания любому человеку, мы нарушаем и этот запрет.

8. Можно причинять страдания животным ради пользы человека — если это необходимо для лечения человека, его пропитания и достоинства.

9. По некоторым мнениям запрещено причинять животным страдания ради потехи или бизнеса, не являющегося жизненно необходимым для человека.

10. Охота — не еврейское дело. По крайней мере, праздное времяпрепровождение приучает человека к жестокости.

С уважением, Мендель Агранович

Материалы по теме

Чудеса в природе

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.

Врата Воздаяния. Страдания народа Израиля в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

Авраам Коен

Плач и клятва царей. Нахаль Давид

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше