Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Для кого предназначены все тонкости алахи?

Темы: Мудрецы, Алаха, Заповеди, Изучение Торы, Натан Агрес

Отложить Отложено

Здравствуйте уважаемые раввины. Я вдруг задумалась над тем, как тяжело постоянно помнить о всех деталях соблюдения различных мицвот. Ведь деталей очень и очень много, и проучить их один раз совершенно недостаточно. Нужно постоянно ежедневно штудировать Шулхан Арух и другие книги по алахе, чтоб обновлять в памяти все детали. Я даже слышала утверждение (не знаю, насколько это так), что если человек каждый день не учит алаху, то он обязательно что-то забудет и нарушит. (кажется, это касалось законов субботы).

А вот сегодня мне пришло в голову, что на протяжении всей нашей истории постоянно учили Тору лишь немногие, максимум 5-10% нашего народа посвящали жизнь изучению Торы, остальные если и учили что-то, то крайне нерегулярно. Большая часть народа целыми днями тяжело работали и максимум один-два раза в неделю посещали урок раввина. На большее у них не было ни сил, ни времени, ни денег.

Большая часть народа всегда была относительно неграмотной, а мицвот исполняли так, как научились от своих родителей, а те получили знания от своих родителей и т. д. Соответственно, ни о каком ежедневном изучении алахи речи не шло, и множество деталей, описанных в книгах по алахе, большей частью народа не соблюдались.

У меня возник вопрос: так для кого прописывались все эти детали в огромных количествах, если народ не был в состоянии их знать и соблюдать? Получается, что большая их часть относилась только к талмидей хахамим, поскольку только они и занимались их скрупулезным изучением? И именно их имели в виду рабаним, когда писали, что что-то запрещено по подобию другого запрета, чтоб случайно по незнанию не нарушить главный запрет? Получается, что рабаним, устанавливая алаху, знали, что в таком виде ее будет соблюдать лишь небольшая часть талмидей хахамим. Почему же ориентация всегда была именно на них? Почему алаху не привели в такой вид, в котором она была доступной для большей части нашего народа? … Заранее благодарю за ответ.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемая Орит, спасибо за Ваш вопрос.

Действительно, процент мудрецов, посвящающих себя исключительно учебе и профессионально занимающихся законодательной деятельностью, относительно невысок. В идеале весь еврейский народ призван стать «царством Б-гослужителей и святым народом», как обещал нам Всевышний перед Синайским Откровением (см. Шмот 19:6). Но, к сожалению, грех золотого тельца и последовавщие за ним ошибки отдалили эту идиллию до конца дней (когда мы все же достигнем желанного совершенства, см. Ишаяу гл. 61). А пока что большая часть народа вынуждена уделять время и силы для добычи заработка, и только малая часть полностью отдается хранению «вечного огня» Торы. Уже сам праотец Яаков распределил обязанности подобным образом: колено Леви — ответственно за поддержание духовного уровня, в то время как все остальные совмещают учебу с материальным трудом.

Ваше утверждение по поводу неграмотности большинства народа представляется весьма неточным. Безусловно, в какие-то периоды в определенных местах бытовые условия не позволяли многим евреям «открыть книгу», но по большому счету огромное количество работающих людей ежедневно посвящали учебе (и в первую очередь выяснению практического закона) несколько часов в день, причем и утром, и вечером.

Это то, что называется «квиют итим ле-Тора» — установление времени для изучения Торы. Это не просто хорошая рекомендация, а параграф в Шульхан Арухе (Орах Хаим гл. 155). Нееврей, желающий перейти в еврейство (пройти гиюр), должен принять на себя соблюдение всех заповедей, и если, к примеру, он отказывается уделять Торе, по крайней мере, какое-то время ежедневно утром и вечером, его не принимают! Это один из первых вопросов, которые задает человеку Высший Суд сразу же после его кончины (Шаббат 31а).

Мишна Брура (там же) поясняет, что помимо того, что необходимо использовать для учебы любое свободное время, человек должен выделить для этого определенные постоянные часы, и не пропускать их даже ценой утери реальной прибыли! И даже если по необходимости пришлось их отменить, при первой же возможности нужно восполнить часы учебы.

В заслугу нашего народа надо сказать, что очень и очень многие исполняли этот закон, несмотря на неимоверные трудности. В биографиях великих раввинов нередко можно встретить эпизоды, когда «простые» баалей батим (работающие люди) вступали с новопоставленными раввинами в глубокие алахические споры, демонстрируя обширные знания в разных областях Торы.

Предположение, будто закон устанавливался только для мудрецов, а не для простолюдинов, также абсолютно неверно! Во-первых, говоря о заповедях самой Торы (деорайта), вообще нет места для какого-либо разделения, Тора обязывает в равной степени всех, как мудрецов, так и простолюдинов.

Но даже по отношению к постановлениям мудрецов (дерабанан) — ориентация как раз наоборот обращена в массы, а не на избранное меньшинство. Одно из самых твердых правил в законопроизводстве — не устанавливать постановления, которое не по силам для большинства народа (Бава Батра 60б). Так, например, после разрушения Второго Храма появилась инициатива полностью запретить употребление мяса и вина, а также ввести другие ограничения, в знак глубочайшего траура по Храму. Но эта идея была отторгнута, т. к. превышала возможности большинства (там же). Более того, даже закон, который уже был одобрен Санедрином и зафиксирован как обязывающий всех, проходил так называемый испытательный срок, и если проверка обнаруживала, что большинство не справляется с его исполнением, закон отменялся! Реальный пример этому «твилат Эзра» — обязанность погружения в микву для мужчин при определенных обстоятельствах (см. Шульхан Арух, Орах Хаим гл. 88).

Подобных примеров очень много, они десятки раз встречаются в Талмуде, и сотни, если не тысячи, в трудах более поздних законодателей. Поэтому, как видим, ориентация как раз наоборот — на возможности масс, а не на особо продвинутых мудрецов.

Вы говорите о том, что большинство исполняло заповеди так, как видели у своих родителей. На самом деле именно в этом и кроется «секрет успеха». Для тех, кто познакомился с иудаизмом в зрелом возрасте, когда с детства естественным образом человек привык (а привычка — вторая натура), что все можно и любое действие может быть совершено почти без задействования мысли, действительно скрупулезный образ жизни, требующий самоконтроля и внимания, кажется неподъемной ношей, и это можно понять. Но когда с пеленок человека приучают к этому, и с молоком матери он впитывает дух вещей, и исполнения определенных действий, все представляется совершенно иначе! Понятно, что и ему необходимо приложить много усилий, чтобы не совершать заповеди автоматически в силу привычки (и именно в этой точке у баалей тшува есть преимущество над родившимися в религиозных семьях), но тем не менее общее отношение и ощущение совершенное другие.

Более того, не будем забывать, что основная сложность в установлении и в исполнении закона связана с многочисленными спорами и разногласиями почти по каждому вопросу. Изначально это было не так. При самом получении Торы, в течение первых сорока лет (находясь в пустыне) евреи досконально изучали ее из уст Моше, получившего Тору от самого Всевышнего; за этот период они получили все необходимые им знания в самой явной и четкой форме, которая только может быть. Так же и во времена Санедрина любой спор между мудрецами решался с помощью большинства, и народ получал ясное и определенное указание к действию.

Только из-за изгнаний и гонений мы утратили все это, как заранее было предсказано мудрецами (см. Шаббат 138б), что не будет ясности в законопроизводстве. Но вместе с тем, «лефум цаара агра» — чем сложнее задача, тем выше награда, поэтому нам ничего не остается, как всеми силами продолжать изучать и исполнять, несмотря ни на какие трудности.

Вы совершенно правильно слышали, что тот, кто регулярно не изучает законы субботы, может быть уверен, что постоянно что-то нарушает. Так пишет Мишна Брура в предисловии к законам субботы (часть 3) от имени великого мудреца рабби Йонатана Айбешица (автора «Урим веТумим» и «Яарот Дваш»). Изучение алахи (практического закона) должно стать неотъемлемой частью еврейского образа жизни, и оно предшествует всем другим видам учебы (М. Б. в гл. 155).

Слава Б-гу, на сегодняшний день каждый, кто хочет выяснить какой-то закон или изучать его регулярно, имеет такую возможность. Есть множество самых разнообразных книг, лекций, уроков и т.д.

Завершим словами наших мудрецов: «Обещано, что каждый, кто ежедневно изучает Закон, удостоится грядущего мира».

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме