Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В море есть все те животные, что и на суше?

Темы: Значение слов в Торе, Животные, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Шалом! Когда-то давно получил эту информацию, спрашивал (не здесь), но ответа так и не получил. В Торе написано, что в море есть все животные, что и на суше. Кроме крыс. Если это правильное утверждение, прошу ответить на 2 вопроса. 1. Можно ли получить пояснения по этому высказыванию? 2. Хотя крысы и вызывают у многих неприязнь (мягко говоря), тем не менее, не подвергается сомнению, что это наиболее живучие и приспособляемые существа. Поэтому вопрос. Почему крысы, и чем они так особенны?

Отвечает рав Зеев Гершензон

Шалом алейхем,

Благодарим Вас за интересный вопрос. Давайте попробуем вместе разобраться: есть ли упоминание об этом в наших книгах, и если да, то что имеется в виду. Или выражение «сухопутная крыса» — принадлежит исключительно лексикону моряков?

Действительно, в Вавилонском Талмуде[1] упоминается следующая барайта: «Всё что есть на суше есть и в море, кроме крысы»[2]. В подтверждение своим словам Талмуд приводит стих Тэилим (Псалмов)[3]: «Слушайте это все народы, внимайте обитатели земли…» — слово «земля» в выражении «обитатели земли» переведено ивритским словом халед, однокоренным с хульда — «крыса». Объясняет РАШИ: «Именно суша — место, где селятся крысы». Таким образом, это единственный вид, который сотворён для жизни только на суше, но не в море. Кроме, впрочем, человека.

Один из мудрецов Талмуда, Рабби Йоханан, учит нас[4]: «Если бы не была дана Тора, мы учились бы скромности у кошки, отвращению к воровству — у муравья, верности — у голубя…»

Чему же нас хотел научить Творец, создавая как бы некую параллель в природе между человеком и крысой? Поясняет Иерусалимский Талмуд[5]: свойство крысы — накапливать запасы, не зная, для кого она это делает, и не нуждаясь в таком количестве пищи. Таково же и свойство людей: собирать и складывать, собирать и складывать, не зная на самом деле, для кого складывают (в то время, как следовало бы заботиться о вечных духовных ценностях). Об этом же говорит царь Давид в 49-ой главе Тэилим , стих из которой был приведён выше.

С уважением, Зеев Гершензон


[1] Трактат Хулин, лист 127а.

[2] Похожее утверждение есть и в мидраше Танхума, Ваикра 8.

[3] Тэилим, 49:2.

[4] Вавилонский Талмуд, трактат Эрувин, лист 100б

[5] Трактат Шабат, глава 14, алаха 1.

Материалы по теме


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

Хава Куперман

Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре