Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Творца нельзя представлять в голове как что-то конкретное. А как же тогда молиться?

Темы: Молитва, Рав Эльяким Залкинд, Качества Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте, у меня возник вопрос, когда я услышал, что Творца нельзя представлять в голове как что-то конкретное. Но вопрос в том, что нас с детства приучили представлять Творца как какого-то доброго мудреца. И ещё один вопрос: если Творца нельзя представлять, то как в молитве к Нему обращаться? Спасибо, с уважением, Даниил

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Даниил,

Попытаемся ответить, а потом объяснить немного подробнее. То, что кажется привычным и естественным представлять Творца как определенный образ, идет, по-видимому, от верований народов, которые обращаются к тому или иному образу, поклоняются конкретной силе или даже предмету.

Возможно также, что когда рассказывают о Творце детям, которые мыслят только образами и им надо как-то представить себе, о Ком идет речь, они рисуют в своем воображении образ доброго старца или мудреца и т.д. Но когда человек взрослеет и его сознание развивается, он может постепенно углубить свое понимание, отойдя от этих представлений.

Так же и при молитве Творцу.

Ведь мы знаем от Самого Творца, что у Него нет конкретного образа. Если так, как можно представлять Его конкретно и думать, что обращаясь к какому-либо образу, мы обращаемся к Нему.

Однако не так уж и трудно начать молиться, даже не рисуя образов. Ведь чтобы знать, что стоишь перед Всевышним, обращаешься к Нему и Он слышит тебя, достаточно твёрдо знать, что Он существует на Небесах и здесь, рядом с нами, слышит и знает всё и может помочь во всём. Образа у Него нет, но мы знаем, что Он здесь, всё в Его руках и Он может всё.

Ведь если, например, человек говорит с кем-то незнакомым по телефону, он не обязательно представляет себе, как тот выглядит, достаточно слышать голос. Или, например, кто-то с радостью вспоминает, что дышит воздухом, когда выходит в лес после дождя. А обычно он об этом не думает. Или, например, человек, не дай Б-г, был болен, ему было трудно дышать, а сейчас выздоровел и снова дышит свободно. Чтобы дышать и радоваться этому, нет необходимости знать, как выглядит воздух, каков его химический состав. Можно просто дышать и радоваться тому, что воздух здесь, вокруг, повсюду.

Почему не может быть образа у Творца? Очень просто. Ведь мы получили от Него Самого знание о том, что Он — вне любых границ, Бесконечен и Един. А сознание человека не воспринимает безграничности. Даже самые «протяженные» границы не могут вместить безграничное и беспредельное.

Однако при всем этом Всевышний не оставил нас вовсе без знания о Себе. Напротив, открыл нам многочисленные качества, которыми Он «проявляет» Себя в мире, в соответствии с возможностями нашего постижения. Так, Он — Един, дает существование и жизнь всему, Мудрый, Всезнающий, Добрый, Великий, Всемогущий, Милостивый, Справедливый, награждает за правильные действия (добро) и наказывает за зло, правит всем и т.д., и т.д.

Поэтому и при размышлениях о Всевышнем, и при молитве Ему можно и правильно помнить об этих качествах, которыми Он раскрывается в мире. Однако не забывать, что и они открыты нам в пределах нашего осознания. И что в действительности Он — вне пределов любых качеств и молитва наша обращена не к качествам Его, а к Нему Самому, Единому, Беспредельному и Непостижимому.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме

Что такое Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Рав Йегуда Лейб Ашлаг

В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Зачем Б-г сотворил этот мир?

Рав Моше Пантелят

Kакова цель всего этого?

Парадокс личности

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Почему душа человека стремится к независимости, к утверждению своей свободы? Почему в нас заложена тяга к Творцу, но при этом мы боимся, что такое сближение лишит нас индивидуальности? Короче, почему мы так противоречиво устроены?


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский