Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему «ортодоксы» не ищут компромисса?

Темы: Современность и Тора, Заповеди, Мировоззрение, Ашер Кушнир

Отложить Отложено

Мне кажется, что позиция ортодоксов по многим вопросам очень фанатична. Не лучше ли бы было искать путь сотрудничества и компромисса. Ведь гибкость позволяет жить в мире, а вы своим упрямством порождаете много ненависти к себе, ненужных споров. Погибче, друзья, без излишнего фанатизма.

Отвечает рав Ашер Кушнир

Жил был Мойша — религиозный еврей во всех поколениях. К нему из далёкой страны приехал родственник, Абраша. А у Абраши, наоборот, уже несколько поколений как всё еврейское украли. Через несколько дней, после первых впечатлений, он заметил, что Мойша что-то бубнит, одет непривычно и ведёт себя странно.

— А что это?

Мицвот. Заповеди, повеления Б-га.

— Что за повеления Б-га, не слышал?

— Много лет назад наши с тобой предки получили Тору на горе Синай. Там сам Б-г повелел нам скрупулёзно соблюдать Его заповеди. И весь еврейский народ поклялся, что будет соблюдать субботу, кашрут, брит-милу, чистоту семейных отношений и т.д. С тех пор прошло более 3320 лет и, несмотря на невероятнейшие трудности, мы сохранили верность данной клятве. Никакие преследования и изгнания, войны и болезни, голод и бедность не погасили стремление жить по-еврейски и не прервали эстафету, которую мы пронесли до наших дней. Как я рад, брат мой, что могу передать её и тебе.

— Огромное спасибо за заботу, Мойша, но я в этом наследии не нуждаюсь, и вообще, жаль, что вы так долго мучились и страдали. Более того, многое мне у вас не нравится. Вы какие-то отсталые. Может быть, вы не в курсе, но в наше время уже не надо всего этого. Мне это не нравится и не подходит. Поэтому, если можно, отмените Ваши устаревшие законы, они мне мешают.

— Не отменим! Это вечное наследие наших отцов!

— Ну, хорошо, не отменяйте, но зачем вам так фанатично держаться за каждую букву закона? Неужели нельзя быть погибче? Идите в ногу с духом времени, с современностью, подстраивайтесь.

— Эти ценности абсолютные и универсальные, их нельзя менять!

— Да брось… Уступите, немного компромисса с двух сторон — и между нами будит царить мир и гармония. Тогда я не буду вас ненавидеть, а если не проявите гибкость, буду ненавидеть. Зачем же доводить наши отношения до конфликта? Погибче!

— …

О гибкости и о жёсткости…

Гибкость — свойство важное и необходимое, вопрос только: в чём? Если сделать фундамент гибким, то вряд ли дом на нём сможет выстоять. Гибкой делают верхушку, как у дерева, но ствол и основа должны быть твёрдые и жёсткие.

Так и в иудаизме. Тора обязывает нас быть гибкими во многом, с женой, детьми, родителями, с друзьями и даже порой с врагами, уступать, искать компромиссы, но… никак и никоим образом не быть гибким в основах иудаизма. Тора, суббота, кашрут и т.д. это фундамент, основа существования всего народа, тут не может быть никаких компромиссов.

Невозможно уступить не своё…

Есть ещё одна существенная причина бескомпромиссности. Человек может уступать в том, что принадлежит ему, но никак не может уступить чужое. Тора и её законы не придуманы человеком, а даны нам Творцом этого мира. Поэтому не мы над ней хозяева, чтобы пойти на компромиссы и проявить «гибкость», искажая её и нарушая…

Материалы по теме

Как слушать лекции рава Кушнира?

Рав Ашер Кушнир

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Сотворение мира и наука. Происхождение Вселенной и Книга Бытия

Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»

Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше