Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что за «сонм богов»?

Темы: Суд, Теилим, Значение слов в Торе, Зеев Урман

Отложить Отложено

Шалом. В псалме 81:1 написано: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд». Вопрос: на кого произнесён этот суд? На ангелов или людей? Или на тех и других? Спасибо.

Отвечает рав Зеев Урман

Здравствуйте. В принципе, мы давно уже привыкли к вопросам, основанным на цитировании неточных переводов Писания, в той или иной мере искажающих его смысл. Чего стоит только история с Микеланджело (см. «Мертвые ничего не знают?»), который изваял Моисея, увенчанного рогами. Тем не менее, перевод присланного Вами стиха выделяется даже на этом фоне. Он не просто неточен. Этот перевод находится в полном противоречии с основой всего еврейского мировоззрения — положением о единстве Творца! О каких «богах» или «божествах», извините, может говорить царь Давид, уже сказавший: «Кто как Господь Б-г наш, восседающий высоко?» (Тэилим113, 5). В псалмах Давида так не написано и не могло быть написано! Давайте постараемся впредь, цитируя Писание, во избежание казусов и недоразумений, обращаться только к точным переводам.

Теперь обратимся к такому переводу (это 82-я глава Тэилим в нашей нумерации) этого стиха, а также стихов, следующих за ним, и попытаемся разобраться, о чем идет речь:

Бог пребывает в общине Божьей, среди судей Он вершит суд.

До каких пор вы будете судить по кривде?

Вечно ли будете благоволить к нечестивцам?

Верша суд над нищим и сиротой, отстаивайте правоту обездоленного и слабого.

Выручайте неимущего и нищего, от рук нечестивцев спасайте.

Не ведают и не понимают, бродят во тьме — содрогаются все основания Земли.

Сказал я: «Вы, как ангелы, все вы — сыны Всевышнего».

Но вы умрете, как люди, падете, как любой вельможа.

Поднимись, Бог, суди землю, ибо Ты властвуешь над всеми народами!

Если прочесть всю главу целиком, станет ясно, что Всевышний обращается с наставлением именно к земным судьям, а не к кому-либо другому. Комментаторы (Мальбим и др.) поясняют, что «общиной Б-жьей» (עֲדַת אֵל) которая в присланном Вами переводе стиха названа «сонмом богов», названы в псалме люди, пришедшие к судьям для разрешения конфликта, возникшего между ними. Псалом напоминает нам, что в час судебного разбирательства Всевышний находится между тяжущимися сторонами, поскольку в этот момент в результате справедливого суда должна проявиться Его воля. И суд вершит Он не среди каких-то «богов», а среди элоим (אֱלֹהִים), так Тора, в случае если речь не идёт о Самом Всевышнем, называет судей и князей, влиятельных людей поколения.

С уважением, Зеев Урман

Материалы по теме


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»

Суккот

Н. Изаксон

Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.

Суккот. Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

«Оцарот»

Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

Симхат Тора

Разные авторы

Симхат Тора и Шмини Ацерет — это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй день — целиком Симхат Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат Тора — праздник Торы — является частью праздника Шмини Ацерет.