Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сколько часов нужно спать согласно мнению Торы?

Темы: Сон, Забота о здоровье, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Шалом алейхем, а сколько нужно спать по Торе?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Не секрет, что разным людям необходимо различное количество сна. Да и отношение ко сну не у всех одинаково. Одни видят сон, как возможность скрыться от объективной реальности, другие видят его величайшим наслаждением, а есть и такие, для кого сон — это вынужденное зло. А какое же отношение Торы ко сну?

Для начала следует отметить, что Всевышний в Своей безграничной мудрости наделил человека различными естественными желаниями. Когда человека мучает голод или жажда, ему необходимо утолить их. В силу различных гормональных процессов, протекающих в организме, у него возникает влечение к противоположному полу. А, когда он чувствует усталость, у него возникает желание прилечь и поспать. Понятно, что эти желания невозможно «аннулировать». Соответственно, в данном случае проблема состоит не в самих желаниях (потребностях), а в том, «когда их следует считать удовлетворенными».

Талмуд (Нэдарим 15а) говорит о человеке, поклявшемся, что не будет спать на протяжении трёх дней. Что делать, если человек дал такую клятву? Считается, что клятва является ложной, человек подвергается наказанию за дачу ложной клятвы и может спать, поскольку подобная клятва ни к чему не обязывает. Невозможно не спать три дня, это не от нас зависит.

Нет смысла отрицать огромное значение сна в нашей жизни, он необходим для нормального функционирования организма. Сон позволяет расслабиться и снять напряжение, как физическое, так и эмоциональное.

Тем не менее, нельзя рассматривать сон как самоцель. Он должен быть средством — зарядиться энергией для последующей плодотворной работы. Если у человека скучная жизнь, его больше тянет ко сну. Тот же, чья жизнь наполнена смыслом, кто стремится к достижениям, к работе над собой, ложится спать неохотно. Ярким примером тому являются дети: вечером их невозможно уложить спать, а рано утром они снова на ногах: «Еще один день… новые приключения… так много нового можно обнаружить и испытать! Вытащите меня из кроватки!»

Так сколько все-таки нужно спать? Ответ на этот вопрос довольно прост — достаточно! Необходимо добиться того, чтобы сон входил в ритм нашей жизни, а не жизнь строилась вокруг сна. Нужно на опыте разобраться, сколько сна нам нужно, чтобы нормально функционировать, чтобы недостаток сна не сказывался на здоровье. Рамбам (Илхот Дэот 4:4) пишет, что максимальная продолжительность сна для здорового человека — 8 часов. Но можно обойтись и меньшим количеством. Жалко провести треть жизни в кровати.

Гаон из Вильно, величайший еврейский мудрец, спал 4 раза в сутки по 30 минут, в общей сложности два часа. Во многих йешивах принято устраивать так называемый мишмар — не спать всю ночь или часть ночи с четверга на пятницу. Недостаток сна, в крайнем случае, можно будет восполнить в субботу. Мишна (Авот) говорит, что один из способов «приобретения» Торы — минимизация сна.

Хотя, в принципе, любой человек, желающий добиться чего-либо в жизни, пытается оптимизировать время сна. Наполеон спал всего четыре часа в сутки. Он объяснял это тем, что каждое мгновение бодрствования может греться в лучах славы, а когда спит, теряет эту уникальную возможность.

Вспомним, как последний раз мы бодрствовали почти до утра, пытаясь разобрать интересный алахический вопрос, готовясь к экзамену в университете, читая интересную книгу, танцуя на дискотеке, публикуя глупости на Фейсбуке (нужное подчеркнуть). Когда, человек захвачен чем-то, он легко обретает второе дыхание и обходится меньшим количеством сна.

Можно приучить себя спать меньше. Стоит только представить, чего можно достигнуть, скажем, за «сэкономленный» час. Сколько важных дел сделать, скольким людям помочь, сколько нового можно понять и выучить за это время. Когда жизнь человека полна смысла, ложиться спать нужно только для того, чтобы скорее проснуться и продолжить свой путь.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».