Темы: Сон, Забота о здоровье, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом алейхем, а сколько нужно спать по Торе?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Не секрет, что разным людям необходимо различное количество сна. Да и отношение ко сну не у всех одинаково. Одни видят сон, как возможность скрыться от объективной реальности, другие видят его величайшим наслаждением, а есть и такие, для кого сон — это вынужденное зло. А какое же отношение Торы ко сну?
Для начала следует отметить, что Всевышний в Своей безграничной мудрости наделил человека различными естественными желаниями. Когда человека мучает голод или жажда, ему необходимо утолить их. В силу различных гормональных процессов, протекающих в организме, у него возникает влечение к противоположному полу. А, когда он чувствует усталость, у него возникает желание прилечь и поспать. Понятно, что эти желания невозможно «аннулировать». Соответственно, в данном случае проблема состоит не в самих желаниях (потребностях), а в том, «когда их следует считать удовлетворенными».
Талмуд (Нэдарим 15а) говорит о человеке, поклявшемся, что не будет спать на протяжении трёх дней. Что делать, если человек дал такую клятву? Считается, что клятва является ложной, человек подвергается наказанию за дачу ложной клятвы и может спать, поскольку подобная клятва ни к чему не обязывает. Невозможно не спать три дня, это не от нас зависит.
Нет смысла отрицать огромное значение сна в нашей жизни, он необходим для нормального функционирования организма. Сон позволяет расслабиться и снять напряжение, как физическое, так и эмоциональное.
Тем не менее, нельзя рассматривать сон как самоцель. Он должен быть средством — зарядиться энергией для последующей плодотворной работы. Если у человека скучная жизнь, его больше тянет ко сну. Тот же, чья жизнь наполнена смыслом, кто стремится к достижениям, к работе над собой, ложится спать неохотно. Ярким примером тому являются дети: вечером их невозможно уложить спать, а рано утром они снова на ногах: «Еще один день… новые приключения… так много нового можно обнаружить и испытать! Вытащите меня из кроватки!»
Так сколько все-таки нужно спать? Ответ на этот вопрос довольно прост — достаточно! Необходимо добиться того, чтобы сон входил в ритм нашей жизни, а не жизнь строилась вокруг сна. Нужно на опыте разобраться, сколько сна нам нужно, чтобы нормально функционировать, чтобы недостаток сна не сказывался на здоровье. Рамбам (Илхот Дэот 4:4) пишет, что максимальная продолжительность сна для здорового человека — 8 часов. Но можно обойтись и меньшим количеством. Жалко провести треть жизни в кровати.
Гаон из Вильно, величайший еврейский мудрец, спал 4 раза в сутки по 30 минут, в общей сложности два часа. Во многих йешивах принято устраивать так называемый мишмар — не спать всю ночь или часть ночи с четверга на пятницу. Недостаток сна, в крайнем случае, можно будет восполнить в субботу. Мишна (Авот) говорит, что один из способов «приобретения» Торы — минимизация сна.
Хотя, в принципе, любой человек, желающий добиться чего-либо в жизни, пытается оптимизировать время сна. Наполеон спал всего четыре часа в сутки. Он объяснял это тем, что каждое мгновение бодрствования может греться в лучах славы, а когда спит, теряет эту уникальную возможность.
Вспомним, как последний раз мы бодрствовали почти до утра, пытаясь разобрать интересный алахический вопрос, готовясь к экзамену в университете, читая интересную книгу, танцуя на дискотеке, публикуя глупости на Фейсбуке (нужное подчеркнуть). Когда, человек захвачен чем-то, он легко обретает второе дыхание и обходится меньшим количеством сна.
Можно приучить себя спать меньше. Стоит только представить, чего можно достигнуть, скажем, за «сэкономленный» час. Сколько важных дел сделать, скольким людям помочь, сколько нового можно понять и выучить за это время. Когда жизнь человека полна смысла, ложиться спать нужно только для того, чтобы скорее проснуться и продолжить свой путь.
С уважением, Яков Шуб
Рав Михаэль Мирлас
Рав Бенцион Зильбер
Как сделать так, чтобы страшный сон предвещал добро?
Рав Мендель Агранович
Рав Бенцион Зильбер
Надоели шарлатаны
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Рав Яков Шуб
А готовить в одной духовке?
Рав Бенцион Зильбер
Существуют специальные молитвы?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»