Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сколько раз максимум можно молиться?

Темы: РАМХАЛЬ, Рамбам, Еврейская молитва, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Люди задают вопрос, сколько раз нужно молиться, в основном, подразумевая минимум. А сколько раз можно молиться максимум, если есть время, и какие молитвы при этом читаются вообще, если я ничего конкретного не прошу, а просто хочу вознести славу, поблагодарить? Также, если я хочу о чем-то просить Творца, сколько раз нужно читать молитву, к примеру, об удаче перед поездкой? Один раз или можно несколько? Не будет ли, не знаю, злоупотреблением, что ли, с моей стороны вниманием Всевышнего, будто я постоянно что-то клянчу? Д.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемый Д.,

Вот что говорит о заповеди молитвы Рамбам в книге Мишнэ Тора[1]:

Одна из предписывающих заповедей — молиться каждый день, как сказано об этом в Торе[2]: «…служите Всевышнему, Б-гу вашему…». Из Устной Торы мы знаем, что это служение — не что иное, как молитва. И сказано[3]: «…и служить Ему всем вашим сердцем»; объясняют наши мудрецы: «Что это за служение, которое производится сердцем? Это молитва!». И вот как выполняется эта заповедь. Должен человек каждый день обращаться к Всевышнему с молитвой и мольбами следующим образом: произносить хвалу Святому, Благословен Он, а затем — просить все то, в чем он нуждается, в просьбе и мольбе, а после этого — снова воздать хвалу и благодарность Всевышнему за все благо, что Он дал. И каждый делает это так, как может: если умеет — умножает свои мольбы и просьбы, а если косноязычен — говорит так, как может, и в то время, когда захочет. И это же относится к количеству молитв — каждый молится столько, сколько может. Есть те, кто молится один раз в день, а есть те, кто молится много раз. И важно, чтобы все молились, обратившись в сторону Иерусалимского Храма, и так это происходило всегда, от времен Моше-рабейну и до времен Эзры.

Но, так как во времена злодея Невухаднецера евреи были рассеяны по Персии, Греции, и среди прочих народов, и там, в этих чужеземных странах, у них родились дети — у этих их потомков уже смешались языки, и у каждого из них разговорный язык состоял из нескольких языков. И когда разговаривали — уже не могли они говорить на одном (Святом) языке, а лишь с примесями других языков. И поэтому были среди них те, кто, молясь, не мог свободно выразить свои просьбы и хвалы Творцу на Святом языке, а только с примесями других языков. И когда увидели это положение Эзра и мудрецы его поколения — установили восемнадцать благословений, которые произносятся в определенном порядке. Первые три из них — хвала Творцу, три последние — благодарение, а в тех, что между ними — просьбы, которые составляют основу всех личных просьб человека и общества в целом. Сделали это они для того, чтобы были эти благословения едиными для всех, чтобы евреи могли их выучить, и, таким образом, будет эта молитва полноценной даже у того, кто косноязычен, и словно сходящей с уст человека, говорящего на чистом Святом языке…

И по той же причине установили все благословения и молитвы, которые следует произносить в народе Израиля, — чтобы все благословения были привычны даже для уст косноязычных»

Как мы можем видеть, Рамбам не устанавливает каких-либо ограничений в восхвалении Творца, благодарности Ему и просьбах к Нему. Наоборот, из первой части приведенного текста видно, что он поощряет каждого молиться так и столько, как может, каждый — согласно своим способностям и времени. Во второй части Рамбам говорит об установленной форме, это мы рассмотрим ниже.

Раби Моше-Хаим Луцатто в книге Дерех а-Шем пишет о цели Творения следующее[4]:

Целью Творения было дать благо другим. Ведь лишь Он, Единственный, Благословенно Его Имя, представляет Собой истинное совершенство, в котором нет никаких недостатков…

…и поэтому желание Его дать благо другим[5] не будет реализовано полностью, если даст лишь немного блага. Но, так как благо исходит от Благословенного, который Сам — единственное абсолютное и истинное Благо, это должно быть в полной, максимально возможной мере. То есть — дать другим от того абсолютного блага, которым Он сам является…

…с другой стороны — невозможно, чтобы совершенство вместилось в полной мере в ком-то, кроме Него Самого. По этой причине установлено Высшей мудростью, что это истинное совершенное благо, которое Он желает воздать другим, будет в том, что они прилепятся к Нему Самому, Благословенно Его Имя, настолько, насколько это для них возможно…

Там же, далее, раби Моше-Хаим Луцатто пишет о молитве[6]:

Молитва заключается в том, что согласно порядкам, установленным Высшей мудростью, люди получают изобилие от Него, Благословенного, после того как пробудятся для того, чтобы приблизиться к Нему и будут желать Его близости. И согласно уровню этого пробуждения — и будет послано им изобилие.

И вот, Всевышний желает все время лишь увеличивать благо Своим творениям, и поэтому — установлено для них это служение ежедневным, чтобы с его помощью им было послано изобилие, удача и благословение, согласно тому, в чем они нуждаются, согласно их положению в этом мире…

Отсюда ясно, что Всевышний желает дать нам максимальное благо, а наивысшее возможное благо — близость к Нему Самому, к Его совершенству. Сама молитва Ему, исходящая от сердца, приближает нас к Творцу и желанна Ему, а следствие наших просьб —изобилие того, в чем мы нуждаемся (шефа). Разумеется, о злоупотреблении вниманием тут не может идти речи.

Вы спрашиваете, можно ли произносить молитвы по нескольку раз? Рамбам упоминает, что Эзра и мудрецы его поколения установили форму конкретных молитв и благословений на разные случаи жизни (см. выше). Они были составлены в соответствии с устройством мироздания, знанием которого обладали мудрецы, и сила их очень велика. Один из примеров — молитва перед поездкой или путешествием[7]. Если мы произносим ее один раз от всего сердца, сосредоточенно — мы знаем, что она услышана Творцом, и верим, что нам будет послано необходимое в данной ситуации изобилие. Произносить ее второй раз не следует, тем самым мы можем нарушить запрет произнесения Имени Всевышнего впустую[8], ведь молитва — уже принята, услышана. Так же обстоит и с остальными молитвами и благословениями, содержащими Имена Всевышнего.

Однако есть множество благословений на разные случаи жизни, которые приводятся в особых сборниках[9], их также можно читать ежедневно. Кроме того, без ограничений можно читать Тэилим (Псалмы), что также помогает в разных жизненных ситуациях (см. Теилим на все случаи жизни). И, разумеется, можно обращаться с просьбами к Всевышнему без каких-либо ограничений от всего сердца, формулируя их своими словами, так, как это описывает, например, Рамбам. Упоминать при этом какие-либо Имена Всевышнего не следует[10].

С уважением, Зеев Гершензон


[1] Раздел Аhава, Законы молитвы, 1-я глава.

[2] Пятикнижие, книга Шмот 23:25.

[3] Пятикнижие, книга Дварим 11:13.

[4] Часть первая, глава вторая.

[5] Ведь Он — совершенное добро и милосердие, а это подразумевает дарование блага другим.

[6] Часть четвертая, глава пятая.

[7] Можно увидеть в Сидуре, например, тут: /articles/articles_16326.html .

[8] См. Пятикнижие, книга Шмот 20:7.

[9] Например, книга «Взываю к Тебе», см. /cycles/cycles_377.html.

[10] Но можно, обращаясь к Нему, использовать слово «Б-г» на русском языке.

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ