Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как быть с отсутствием желания что-то делать?

Темы: Дурное начало, Тшува, Изучение Торы, Самосовершенствование, Зеев Гершензон, Компьютерные игры

Отложить Отложено

Здравствуйте! У меня огромная проблема, которую я никак не могу решить. По милости Всевышнего около трех лет я относительно регулярно слушаю лекции и читаю книги по Иудаизму. В начале, когда Творец благословенный открыл мне истину, было огромное воодушевление. Но прошло два года, и как-то все стало обыденным. Потом я начал вспоминать прошлую жизнь, начал играть в компьютерные игры, пропало желание расти духовно. Вечером меня посещает огромное разочарование, что никакого духовного роста нет, и я даю себе слово, что завтра все заканчиваю, больше так не живу, а на следующий день опять все по-старому. Как мне выйти из этой депрессии?

P.S. Компьютерные игры я уже оставил, но вот как быть с отсутствием желания что-то делать? Заранее спасибо Вам. Желаю Вам успехов и высоких духовных вершин. С уважением, К.!

Отвечает рав Зеев Гершензон

Шалом, уважаемый К.,

Мудрецы говорят[1], что наша душа более возвышенна, чем святые ангелы, поэтому ни одно из наслаждений этого мира не может её удовлетворить. Душу человека можно сравнить с царской дочерью, которую выдали замуж за крестьянина. Даже если он, желая угодить, преподнесет ей все доступные ему яства, они не произведут на неё впечатления. Ведь она привыкла в царском дворце к яствам совсем другого уровня!

Поэтому человек, душа которого возвышенна, в конечном счёте, испытывает неудовлетворённость, если прожитый день не принёс ему духовных приобретений, а лишь материальные удовольствия.

С другой стороны, сказано в мидраше[2]: когда человек собирается совершить недостойное действие, Сатан вытанцовывает перед ним, чтобы отвлечь его от сомнений, вызвать радость по поводу предстоящего и не дать почувствовать, что в конце — ждёт горечь[3]. И так — до тех пор, пока человек не завершит это действие. А в Вавилонском Талмуде[4] нам сообщают: Сатан — это наше дурное побуждение (йецер а-ра), он же — ангел смерти.

То есть, то, что всё-таки заставляет нас увлекаться материальными удовольствиями или грешить — это наше дурное побуждение, ведущее к смерти.

Зная все это, каждый человек, желающий избежать ослепления, к которому приводит дурное начало, задумается о том, как оградить себя от такого разрушительного воздействия. Наши мудрецы позаботились о том, чтобы у нас был рецепт от этой болезни. В Вавилонском Талмуде[5] сказано: Творец, Создавший дурное начало, — создал и лекарство от него: Тору.

И совершенно ясно: если Творец для этой болезни сотворил именно это лекарство, то невозможно, чтобы человек излечился от нее с помощью других средств[6]. Приведем следующий пример: врач поставил больному диагноз и выписал рецепт; а тот, не обладая глубокими познаниями в медицине, выкинул рецепт и стал лечиться на своё усмотрение. Ведь нет того, кто понимал бы в «заболевании» дурным началом больше, чем Творец, Сотворивший его. И Он — дал нам и лекарство от него.

Какое практическое решение можно предложить в ситуации, которую Вы описываете? Посоветовал бы КАЖДЫЙ ДЕНЬ еще с утра (или — сразу же, как закончите работу или учебу) — уделять хотя бы один час интенсивному изучению Торы, вместо того чтобы идти за материальными удовольствиями. Это можно сделать, например, слушая популярные лекции раввинов, которые имеются на нашем сайте. Или — участвуя в программе Талмуд-онлайн и изучая источники иудаизма с личным преподавателем, через Скайп.

Поверьте, весь день, который начался с такой ноты, — пройдет совершенно по-другому!

С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон


[1] Месилат Йешарим 1:10

[2] Танхума, Балак, 8

[3] Комментарий Беур а-Амарим

[4] Трактат Бава Батра, лист 16а

[5] Трактат Кидушин, лист 30 б

[6] Месилат Йешарим 5:2

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».