Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как быть с отсутствием желания что-то делать?

Темы: Дурное начало, Тшува, Изучение Торы, Самосовершенствование, Зеев Гершензон, Компьютерные игры

Отложить Отложено

Здравствуйте! У меня огромная проблема, которую я никак не могу решить. По милости Всевышнего около трех лет я относительно регулярно слушаю лекции и читаю книги по Иудаизму. В начале, когда Творец благословенный открыл мне истину, было огромное воодушевление. Но прошло два года, и как-то все стало обыденным. Потом я начал вспоминать прошлую жизнь, начал играть в компьютерные игры, пропало желание расти духовно. Вечером меня посещает огромное разочарование, что никакого духовного роста нет, и я даю себе слово, что завтра все заканчиваю, больше так не живу, а на следующий день опять все по-старому. Как мне выйти из этой депрессии?

P.S. Компьютерные игры я уже оставил, но вот как быть с отсутствием желания что-то делать? Заранее спасибо Вам. Желаю Вам успехов и высоких духовных вершин. С уважением, К.!

Отвечает рав Зеев Гершензон

Шалом, уважаемый К.,

Мудрецы говорят[1], что наша душа более возвышенна, чем святые ангелы, поэтому ни одно из наслаждений этого мира не может её удовлетворить. Душу человека можно сравнить с царской дочерью, которую выдали замуж за крестьянина. Даже если он, желая угодить, преподнесет ей все доступные ему яства, они не произведут на неё впечатления. Ведь она привыкла в царском дворце к яствам совсем другого уровня!

Поэтому человек, душа которого возвышенна, в конечном счёте, испытывает неудовлетворённость, если прожитый день не принёс ему духовных приобретений, а лишь материальные удовольствия.

С другой стороны, сказано в мидраше[2]: когда человек собирается совершить недостойное действие, Сатан вытанцовывает перед ним, чтобы отвлечь его от сомнений, вызвать радость по поводу предстоящего и не дать почувствовать, что в конце — ждёт горечь[3]. И так — до тех пор, пока человек не завершит это действие. А в Вавилонском Талмуде[4] нам сообщают: Сатан — это наше дурное побуждение (йецер а-ра), он же — ангел смерти.

То есть, то, что всё-таки заставляет нас увлекаться материальными удовольствиями или грешить — это наше дурное побуждение, ведущее к смерти.

Зная все это, каждый человек, желающий избежать ослепления, к которому приводит дурное начало, задумается о том, как оградить себя от такого разрушительного воздействия. Наши мудрецы позаботились о том, чтобы у нас был рецепт от этой болезни. В Вавилонском Талмуде[5] сказано: Творец, Создавший дурное начало, — создал и лекарство от него: Тору.

И совершенно ясно: если Творец для этой болезни сотворил именно это лекарство, то невозможно, чтобы человек излечился от нее с помощью других средств[6]. Приведем следующий пример: врач поставил больному диагноз и выписал рецепт; а тот, не обладая глубокими познаниями в медицине, выкинул рецепт и стал лечиться на своё усмотрение. Ведь нет того, кто понимал бы в «заболевании» дурным началом больше, чем Творец, Сотворивший его. И Он — дал нам и лекарство от него.

Какое практическое решение можно предложить в ситуации, которую Вы описываете? Посоветовал бы КАЖДЫЙ ДЕНЬ еще с утра (или — сразу же, как закончите работу или учебу) — уделять хотя бы один час интенсивному изучению Торы, вместо того чтобы идти за материальными удовольствиями. Это можно сделать, например, слушая популярные лекции раввинов, которые имеются на нашем сайте. Или — участвуя в программе Талмуд-онлайн и изучая источники иудаизма с личным преподавателем, через Скайп.

Поверьте, весь день, который начался с такой ноты, — пройдет совершенно по-другому!

С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон


[1] Месилат Йешарим 1:10

[2] Танхума, Балак, 8

[3] Комментарий Беур а-Амарим

[4] Трактат Бава Батра, лист 16а

[5] Трактат Кидушин, лист 30 б

[6] Месилат Йешарим 5:2

Материалы по теме


Наш праотец Авраам дает нам хороший пример гостеприимства. Мудрецы говорят, что его шатер был открыт на четыре стороны — для каждого гостя. Мы расскажем о правилах и традициях, рекомендуемых тем, кто желает по-настоящему исполнить эту заповедь. Читать дальше