Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Отец небесный! У меня только одна просьба: не допусти меня воспользоваться разумом против истины»Раби Михл из Злочева

Враги человеку домашние его?

Темы: Дурное начало, Миха, Танах, Пророки, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый Рав. Хотел бы задать вопрос по книге Михи. А именно, можно ли буквально понимать его слова: «Враги человеку домашние его» (Миха 7:6). Применимы ли они к настоящему времени? И можно ли ими руководствоваться по жизни? Или эти слова показывают лишь личный жизненный опыт пророка Михи, имевшего непростые отношения, как я понял, с женой, т.к. написано: «…от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих» (Миха 7:5), и далее: «Не радуйся из-за меня, неприятельница моя: хотя упал я, но встану, хотя сижу во мраке, Г-сподь — свет для меня» (Миха 7:8). Что говорит по этому поводу Талмуд? Описывает ли как-то этот эпизод из ТаНаХа? Святослав

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Святослав!

Трудно представить, что в пророчество, записанное в Танахе, а, следовательно, имеющее значение для всех поколений, пророк включил бы свои личные переживания. Здесь речь идет о том, как тяжело пророку оттого, что он оказался духовным руководителем своего поколения, весьма испорченного. И хотя словам пророка есть, по некоторым мнениям, буквальное объяснение, они относятся не к его личному опыту, а к состоянию того поколения: нельзя доверять даже близким людям, даже собственной жене нельзя ничего сказать так, чтобы это потом не стало известно тем, о ком говорилось. (Это правило, впрочем, верно всегда: дурное о другом человеке нельзя говорить даже жене — с точки зрения законов о злословии).

А более глубокое понимание его слов (об этом говорится в Талмуде и в книге Зоар) следующее: человек не должен слушать, что нашептывает ему тот, кто ближе всего, — его йецер (дурное начало). Йецер, как известно, прикидывается другом человека: согреши, ничего страшного, Б-г простит, Он милосерден. Об этом и говорит пророк — не надо полагаться на это, не надо верить, что просто так все тебе простят. И не надейся на ту, которая возле тебя — твою душу. Не надейся, что она защитит тебя на Небесах, потому что на самом деле, если ты грешен, сама душа станет твоим обвинителем на Высшем Суде.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше