Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если будет у тебя нищий, один из братьев твоих, в одних из врат твоих на твоей земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред твоим братом нищим. Но открывай руку твою ему, и давай ему в долг по мере нужды его, чего недостает ему.»Дварим 15:7-8

Враги человеку домашние его?

Темы: Дурное начало, Миха, Танах, Пророки, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый Рав. Хотел бы задать вопрос по книге Михи. А именно, можно ли буквально понимать его слова: «Враги человеку домашние его» (Миха 7:6). Применимы ли они к настоящему времени? И можно ли ими руководствоваться по жизни? Или эти слова показывают лишь личный жизненный опыт пророка Михи, имевшего непростые отношения, как я понял, с женой, т.к. написано: «…от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих» (Миха 7:5), и далее: «Не радуйся из-за меня, неприятельница моя: хотя упал я, но встану, хотя сижу во мраке, Г-сподь — свет для меня» (Миха 7:8). Что говорит по этому поводу Талмуд? Описывает ли как-то этот эпизод из ТаНаХа? Святослав

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Святослав!

Трудно представить, что в пророчество, записанное в Танахе, а, следовательно, имеющее значение для всех поколений, пророк включил бы свои личные переживания. Здесь речь идет о том, как тяжело пророку оттого, что он оказался духовным руководителем своего поколения, весьма испорченного. И хотя словам пророка есть, по некоторым мнениям, буквальное объяснение, они относятся не к его личному опыту, а к состоянию того поколения: нельзя доверять даже близким людям, даже собственной жене нельзя ничего сказать так, чтобы это потом не стало известно тем, о ком говорилось. (Это правило, впрочем, верно всегда: дурное о другом человеке нельзя говорить даже жене — с точки зрения законов о злословии).

А более глубокое понимание его слов (об этом говорится в Талмуде и в книге Зоар) следующее: человек не должен слушать, что нашептывает ему тот, кто ближе всего, — его йецер (дурное начало). Йецер, как известно, прикидывается другом человека: согреши, ничего страшного, Б-г простит, Он милосерден. Об этом и говорит пророк — не надо полагаться на это, не надо верить, что просто так все тебе простят. И не надейся на ту, которая возле тебя — твою душу. Не надейся, что она защитит тебя на Небесах, потому что на самом деле, если ты грешен, сама душа станет твоим обвинителем на Высшем Суде.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Такая форма учебы существовала давно. Принята она и сейчас — в частности, она занимает важное место в современных ешивах при изучении Талмуда. Слово хеврута — арамейское и означает оно «партнерство» Читать дальше

Для чего мне нужен раввин, если есть компьютер?

Рав Ашер Кушнир

Чтобы сказать мне, что написано в Кицур Шулхан Арухе, раввина не надо...

Хеврута

Йеуда-Лейб Аврех

Рав Бенцион Зильбер учится в хевруте с реб Довидом Бениашвили.

Программа «Талмуд онлайн» — учим Тору, не выходя из дома

Браха Губерман

В апреле этого года в офисе организации Толдот Йешурун прошла встреча преподавателей программы Талмуд он-лайн с руководителями Толдот Йешурун раввином Бенционом Зильбером и директором организации р.Авраамом Коэном, а также с представителями крупнейшего спонсора — фонда Вольфсона р. Менахемом Шульманом и р.Моше Менатом. Короткий очерк о программе и мероприятии предлагаем вашему вниманию:

Шем Олам 21. Учиться вместе с другими — более высокая ступень исполнения заповеди

Хафец Хаим,
из цикла «Шем Олам»

При совместной учебе человек более скрупулезно придерживается установленного времени учебы