Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

А какая вам разница, что мы учим Каббалу?!

Темы: Запреты, Каббала, Изучение Торы, Тума, Ашер Кушнир

Отложить Отложено

Недавно прочёл очень религиозную статью, осуждающую изучение Каббалы. Не пойму, какая вам разница, кто что учит? В чём причина такого отношения?

Отвечает рав Ашер Кушнир

Да, Вы правы, Мудрецы Торы против изучения Каббалы, вырванной из контекста единства Торы. Они строго предупреждали не входить в «скрытое» без должного намерения и подготовки, а тем более не делать это из праздного любопытства, желая получить удовольствие от познания.

Но почему так строго?

На первый взгляд, какая им разница, чем человек занимается. Вот он поинтересовался буддизмом, потом стоял на голове по системе йогов, кришнаизм попробовал — и ничего… Что же плохого в том, что теперь он хочет Каббалой заняться?

Утверждают мудрецы Каббалы, что в отличие от любого другого рода духовной практики, где всё предоставлено самому человеку, и действительно является личным делом самого человека, занятие Каббалой не столь безобидно и может причинить большой вред самому человеку, а как следствие — и всему миру.

Вред человеку

АРИЗАЛь на слова Теилим (50:16) «И негоднику сказал Творец, что тебе к книге закона Моего» комментирует так: «Знай, что изучение Торы и хорошие поступки, которые делает человек, пока он остается негодником, не только не прибавляют ему духовной чистоты, но наоборот усиливают силы зла…». То есть, изучение Каббалы и произнесение святых имен, когда человек живёт жизнью далёкой от святости и даже без малейшего представления об этом, не только ничего не улучшит, а, наоборот, только пробудит в нём до этого не изведанные силы зла…

Факты говорят за себя. Попробуйте познакомиться с теми, кто уже успел серьезно продвинуться в «учёбе». Вы, как правило, встретите людей гордых и высокомерных, совершенно запутавшихся даже в простых понятиях Каббалы, не говоря об азах жизни, зачастую уже разведённых или ещё не разведённых, а порой даже не совсем душевно здоровых…

Вред миру

Чтобы понять, почему так важно, чтобы к Каббале не прикасались, по-видимому, лучше привести аргументы из самой Каббалы.

Попробую коротко пересказать вам часть предисловия из книги «Пэтах Шеарей Шамаим», написанной рабби Яаковом Гилелем, главой йешивы каббалистов «АхаватШалом».

РАШБИ в книге Зохар (ВаЯкхель, стр. 203), АРИЗАЛь в «Шаар ХаКаванот» (стр. 62), РАШАШ в Сидуре (стр. 97) подробно разъясняют важный принцип духовных миров, связанный с понятиями кдуша и тума. (Духовные силы, которые приводят к Творцу, духовная чистота, называется — кдуша, а силы, которые препятствуют приближению к Творцу, духовная нечистота, называется — тума).

В момент, когда появляется желание кдуши подняться к Творцу и поднять за собой весь мир, тут же побуждается желание тумы прилепиться к кдуше. То есть, любое движение сил добра по направлению к Творцу тут же пробуждает силы зла пойти по тому же пути, чтобы всё испортить.

Далее автор приводит примеры, как подобное взаимодействие сил происходило на протяжении всей истории человечества.

С сотворением Первого Человека, пробудился нахаш — он же Сатан, он же «дурное начало», суть тумы, чтобы сбить Адама с прямого пути исполнения повеления Б-га.

Так было и с Ноахом после потопа, когда Сатан подтолкнул его первым делом посадить виноградник. В результате он напился вина, опозорился и принёс проклятие в этот мир.

Так же было после получения Торы, когда народ Израиля находился на вершине духовного подъёма. Тут же появился Сатан и перемешал их радость с грехом Золотого Тельца. И затем подобное происходило во всех поколениях.

Когда АРИЗАЛь раскрыл сокровенные тайны мира, несмотря на запрет, который установили мудрецы, распространились его труды и попали в руки нечестивых. Как результат — беда, которая постигла еврейский народ с появлением лжемессии — Шабтая Цви. И из-за этих и других «сумасшествий» раввины Европы строго запретили занятия Каббалой, оставляя её исключительно мудрецам.

Ближе к нашему поколению, около 150 лет назад, было дано свыше большое пробуждение праведникам и мудрецам Торы поселиться в Земле Израиля. И оставив все нажитое, несмотря на огромные трудности, приехало в необжитые края много великих раввинов с Запада и Востока. Они искали духовного подъема в чистом воздухе и атмосфере святости Израиля, возможности исполнения мицвот, связанных с земледелием. И… тут же появилась группа людей, которая захотела на том же месте, на земле святой, построить страну не святую, страну «как у всех», без Торы, без какой-либо связи с Б-гом и его повелениями…

И вот в нашем поколении, когда мы, несомненно, очень близки к приходу Машиаха, и, как то сказано в книге Зохар, именно в это время, раскроются все источники мудрости, то есть, скрытая часть Торы — Каббала, тут же появилось подобие нахаша, чтобы украсть пробуждение со стороны кдуша — святости и повлиять со стороны тумы. Унюхав святое и чистое (в Каббале), бросились на неё люди недостойные, пустые и поверхностные, погруженные с головой в туму. Они занялись секретами Торы, позоря и издеваясь над скрытым в её словах, фантазируя, что понимают что-либо, превращая свет в тьму, святость в пустоту…

Это краткий ответ из самой Каббалы, почему изучение самых сокровенных секретов Мироздания популярным и комфортабельным образом, является занятием опасным и вредным. И каждый, кто причастен к такой «учёбе», может сам решить для себя, для какой цели он это делает. Хочет ли он принести себе вред или пользу? Что хочет привнести в этот мир: добро или зло? К какому лагерю примкнуть, к силам кдуши или тумы?..

Материалы по теме

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

По материалам газеты «Истоки»

Общее объяснение смысла ритуальной нечистоты (тумы)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной чистоты? Гармония как цель жизни.

Зоар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Книга Заповедей. Принципы составления

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев. Какие заповеди следует включать в перечень 613-ти? На каком основании? Об этом — книга великого еврейского мыслителя Рамбама (Раби Моше бен Майомона), которую он назвал "Книга заповедей". В ней он перечисляет все 613 заповедей Торы, включая 248 повелительных и 365 запретительных.


Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше