Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я слышал, при обрезании ребенка передают из рук в руки. Это обычай?

Темы: Брит мила, Законы семейной чистоты, Моше Сытин, Обычай

Отложить Отложено

Добрый день, я слышал, при обрезании передают ребёнка из рук в руки. Расскажите немного об этом. Это обычай? Сколько пар может участвовать в этом? Только бездетные могут? Не бездетным или беременным запрещено? Спасибо.

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

Действительно, во время обрезания ребенка несколько раз передают из рук в руки. Нести, передавать или держать младенца во время обрезания считается почетным правом, и первые, кто удостаивается этой чести, это кватэр — женатая пара, которая вносит ребенка в зал синагоги. Жена — кватэрин — должна поднести младенца к входу в мужскую часть синагоги и передать его своему мужу, который поднесет ребенка к месту обрезания. Дело в том, что роженица после родов находится в состоянии ритуальной нечистоты (нида) и потому не может передавать мужу из рук в руки что бы то ни было. Соответственно, отец ребенка не может взять младенца прямо из рук матери, а если бы вместо отца ребенка взял другой мужчина, это не соответствовало бы правилам скромности. Поэтому обращаются к двум посредникам — женщине, которая сможет взять ребенка у мамы, и ее мужу, который сможет принять у нее ребенка и внести в зал синагоги. Иными словами, задача кватэра — стать посредниками между мужем и женой, которым в послеродовой период запрещено передавать друг другу ребенка.

В принципе, кватэр может составить не только женатая пара, ими могут стать и отец с дочерью или брат с сестрой. Но обычно на эту роль выбирают молодую бездетную пару, поскольку считается, что этот обычай является сгулой на рождение детей. В некоторых местах не принято приглашать для этого пару, где жена беременна.

Насчет происхождения слова кватэр существует несколько версий. По одному из объяснений название восходит к идишскому קוואטר געציי"ג, что означает «детские пеленки». Пара получила такое название, поскольку изначально по традиции в обязанности кватэра входила также покупка пеленок для новорожденного. Позже пеленки они покупать перестали, но необычное название сохранилось. По другой версии это слово произошло от ивритского קטורת, что означает «воскурение». Согласно этому мнению обычай получил именно такое название, поскольку в книгах брит-мила сравнивается с воскурением и благоуханием. Поэтому те, кто приносит ребенка к месту обрезания, как бы возносят воскурение перед Б-гом.

Выбирая пару-кватэр, обычно узнают заранее, не запрещены ли супруги сейчас друг другу (в период нида), т.к. иначе они тоже не смогут передавать друг другу ребенка из рук в руки. Некоторые галахисты считают: и в такой ситуации — даже если младенца не передают из рук в руки, а, например, жена кладет его на стол, а муж берет оттуда — сгула на рождение детей все еще действует (Рав Мордехай Гросс).

Кроме кватэра, при обрезании есть еще ряд почетных «должностей» (кибудим). По степени важности их можно распределить в следующем порядке: сандак, брахот, амида лэ-брахот, а-мэниах аль биркей а-сандак, кисэ шэль Элиягу, мэ-а-кисэ, мэ-а-сандак и хэйке. Задача каждого из этих людей — совершить действие, необходимое для обрезания, например, принести, передать или подержать ребенка.

Так, после того, как кватэр вносит ребенка в синагогу, его принимает хэйке (от ивритского חיק — «лоно»). Его цель — принести малыша к месту обрезания и передать отцу. Иногда хэйке назначают сразу нескольких человек, и тогда ребенка действительно передают из рук в руки, однако многие обходятся без хэйке.

После этого отец произносит Шма Исраэль и ребенка принимает кисэ шэль Элиягу — человек, который должен положить малыша на «кресло пророка Элиягу». Затем назначают мэ-а-кисэ — человека, который возьмет младенца с кресла Элиягу и положит его на колени сандака, того, кто будет держать ребенка во время обрезания. В некоторых местах функции мэ-а-кисэ разделяют: один человек берет младенца с кресла Элиягу, а другой, а-мэниах аль биркей сандак, кладет его на колени сандака. Название этой должности и означает «тот, кто помещает (ребенка) на колени сандака».

Сандак — самая почетная «должность» во время обрезания, и обычно это право предоставляют самому уважаемому гостю. После обрезания младенца берет мэ-а-сандак («от сандака») и передает тому, кто будет держать его во время произнесения благословений — амида лэ-брахот. Иногда ребенка просто оставляют на коленях сандака, что является еще большим почетом. После произнесения благословений ребенка передают кватэру, и малыша благополучно возвращают маме.

Для выполнения всех этих действий достаточно было бы одного человека. Тем не менее, принято распределять их среди нескольких гостей. Так родители младенца дают возможность и другим участвовать в выполнении этой заповеди — и таким образом удостоиться великой заслуги.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме

Смысл заповеди обрезания

Рав Элияу Левин

Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.

Еврейская одежда

А. Фейгин

Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»

Как объяснить парикмахеру, как надо стричь, не сбривая пейсы?

Рав Моше Сытин

Как определить область «пеот»?

Чтобы понять и постичь 30. Как смотрит иудаизм на взаимоотношение полов?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Отношения между полами предписаны Торой. Но злоупотреблять ими, подчиняясь каждому сексуальному импульсу, не нужно. Самоконтроль в этой сфере должен быть повседневным.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ