Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Начал читать пророка Малахи и сразу наткнулся на странное место...

Темы: Малахи, Танах, Неевреи, Идолопоклонство, Пророки, Жертвоприношение, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом, начал читать пророка Малахи и сразу наткнулся на странное место: «Ибо от восхода солнца и до заката его велико имя Мое среди народов, и в каждом месте воскурено, и принесена (жертва) имени Моему, и дар чистый, ибо велико имя Мое среди народов, сказал Г-сподь Ц-ваот» (1:11). Как толкуются эти слова? Какие воскурения и жертвы как чистый дар (??) принимает Всевышний среди народов? Эти приношения среди народов, по слову пророка, существовали в то время, когда совершались Храмовые приношения, которые Вс-вышний назвал (на тот момент) неугодными Ему, потому что приносилось «награбленное, и хромое, и больное». Т.е. какие-то воскурения и жертвы Вс-вышний принимал не в Храме Йерушалаима, а «в каждом месте» среди народов? О чём здесь говорит пророк? С уважением, Михаил

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Михаил!

Спасибо за Ваши вопросы, они всегда свидетельствуют о внимательном отношении к тексту Писания. Мудрецы толкуют этот стих совсем по-другому: речь идет не о приношениях других народов, а об учебе мудрецов. Они изучают законы жертвоприношений во всех местах своего проживания, и это засчитывается как жертвоприношение. Особенно это актуально в наше время, когда Храма нет.

Простое же понимание этого стиха, которое следует из комментариев, таково: пророк говорит о народах, населяющих мир. Хотя они поклоняются идолам и приносят жертвы звездам, солнцу и т.п., считая это чистыми дарами, они все равно знают, что Имя Всевышнего — над всем. То есть, понимают, что над божествами, которым они служат, есть Некто Единый. Только они считают, что могут обращаться к «посредникам». Но, конечно, здесь не имеется в виду, что эти их жертвы принимаются Всевышним. Кстати, пока не был построен Храм, а Мишкан, переносной Храм, был разрушен, евреям позволялось устраивать некоторые жертвоприношения на собственных жертвенниках. Но об этом здесь речи не идет.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Эзра

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Эзра, Хагай и Зехарья стали последними пророками — после их смерти дух пророчества отошел от народа Израиля до прихода Машиаха

Как был сформирован еврейский календарь?

Рав Овадья Климовский

Как сложился еврейский календарь?

Пророчество

Рав Эйтан Лембергский

То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.

Символика постоянной жертвы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше