Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кому предлагалось «сотворить человека»?

Темы: Берешит, Скромность, Овадья Климовский, Имя Творца, Качества Творца

Отложить Отложено

Шалом! Можно ли задать два вопроса по Священному Писанию? 1. В первой книге Быт. в начале пишется, что Бог все творил как бы кратко. И слово Бог используется под Благословенным Именем Элохим (в оригинале). Во второй главе, когда описывается творение более подробно, используются два слова Господь Бог, Под Святым и Благословенным именем Иегова Элохим. Как это? И также сказано под этими двумя Именами «Сотворим человека…» (множественное число). Александр

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Александр!

Разумеется, вопросы можно и нужно задавать, спасибо Вам за них!

Мы не произносим Имя так, как оно написано, вместо этого используем сочетание «это Имя», а-Шем, а в молитве и при чтении Торы полагается читать его как Адой-ной (Г-сподь). И второе Имя произносим в обычном разговоре не так, как в молитве, а через «к» — Элоким. Имя Элоким Тора использует сначала, так как изначально мир был сотворен Качеством Суда, с которым связано это Имя. Однако, сотворив его, Всевышний присоединил к управлению Качество Милосердия, с которым связано Имя а-Шем, для того, чтобы творение смогло устоять. Ведь было ясно, что не все сотворенные будут следовать воле Творца, не отклоняясь от нее ни на шаг. И главным нарушителем, естественно, будет человек.

Множественное число используется в данном случае по нескольким причинам, не считая той, что в языке Торы оно зачастую используется, когда речь идет об одном человеке — если требуется подчеркнуть его высокое положение, господство. Так, например, при обсуждении имущественных отношений хозяин вещи или животного многократно называется в Торе бэалав («его хозяева»), хотя речь идет об одном человеке.

В момент создания человека Всевышний вложил в Свое высказывание и дополнительный смысл: мудрецы говорят, что в этот момент Он как бы советовался с Небесным Судом ангелов. И хотя все ангелы и духовные миры находятся в полном подчинении Творцу и Он не нуждается (упаси Б-г) ни в чьем дозволении, в таком важном вопросе Он обратился к ним за советом — чтобы научить нас скромности. Так, человек, занимающий руководящую должность, не должен пренебрегать возможностью посоветоваться с подчиненными, прежде чем принять важное решение. Даже если он уверен в своем решении, подчиненным будет приятно, что с ними считаются.

Автор Ор а-Хаим писал в своих комментариях, что скромные люди также имеют привычку говорить о себе во множественном числе (как бы подчеркивая, что не в одиночку пришли к какому-то открытию, решению). В более глубоком разделе своего комментария он объяснял это так: при сотворении человека, в отличие от предыдущих этапов творения, были использованы все тринадцать мидот — качеств (проявлений) Всевышнего. Отсюда мы можем узнать, какие качества следует развивать в своей душе — милосердие, заботливость, долготерпение и т.д.

А Рамбан отмечает, что при сотворении человека были использованы «материалы», уже сотворенные ранее: ведь тело его создано из земли. Получается, Творец как бы говорит: «Я и земля — сделаем человека». Ведь душа человеческая, в отличие от тела, была принципиально новым творением, другого уровня, чем все созданное ранее.

Известен также комментарий Баалей Мусар, учителей еврейской этики, которые объясняют так: Всевышний, творя человека, как бы сказал ему: в отличие от других Моих созданий, ты не совершенен — Я тебя сотворил, но еще требуется работа над твоими душевными качествами, чтобы ты стал «венцом творения». И эта работа — твоя.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше