Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не следует ни на что сердиться... и если человек закрывает рот во время ссоры, когда он уже охвачен гневом, это более приятно Всевышнему, поскольку сделать это значительно тяжелее, чем молчать с самого начала, а награда соответствует тяготам»Раби из Люблина

Кому предлагалось «сотворить человека»?

Темы: Сотворение человека, Берешит, Скромность, Овадья Климовский, Имя Творца, Качества Творца

Отложить Отложено

Шалом! Можно ли задать два вопроса по Священному Писанию? 1. В первой книге Быт. в начале пишется, что Бог все творил как бы кратко. И слово Бог используется под Благословенным Именем Элохим (в оригинале). Во второй главе, когда описывается творение более подробно, используются два слова Господь Бог, Под Святым и Благословенным именем Иегова Элохим. Как это? И также сказано под этими двумя Именами «Сотворим человека…» (множественное число). Александр

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Александр!

Разумеется, вопросы можно и нужно задавать, спасибо Вам за них!

Мы не произносим Имя так, как оно написано, вместо этого используем сочетание «это Имя», а-Шем, а в молитве и при чтении Торы полагается читать его как Адой-ной (Г-сподь). И второе Имя произносим в обычном разговоре не так, как в молитве, а через «к» — Элоким. Имя Элоким Тора использует сначала, так как изначально мир был сотворен Качеством Суда, с которым связано это Имя. Однако, сотворив его, Всевышний присоединил к управлению Качество Милосердия, с которым связано Имя а-Шем, для того, чтобы творение смогло устоять. Ведь было ясно, что не все сотворенные будут следовать воле Творца, не отклоняясь от нее ни на шаг. И главным нарушителем, естественно, будет человек.

Множественное число используется в данном случае по нескольким причинам, не считая той, что в языке Торы оно зачастую используется, когда речь идет об одном человеке — если требуется подчеркнуть его высокое положение, господство. Так, например, при обсуждении имущественных отношений хозяин вещи или животного многократно называется в Торе бэалав («его хозяева»), хотя речь идет об одном человеке.

В момент создания человека Всевышний вложил в Свое высказывание и дополнительный смысл: мудрецы говорят, что в этот момент Он как бы советовался с Небесным Судом ангелов. И хотя все ангелы и духовные миры находятся в полном подчинении Творцу и Он не нуждается (упаси Б-г) ни в чьем дозволении, в таком важном вопросе Он обратился к ним за советом — чтобы научить нас скромности. Так, человек, занимающий руководящую должность, не должен пренебрегать возможностью посоветоваться с подчиненными, прежде чем принять важное решение. Даже если он уверен в своем решении, подчиненным будет приятно, что с ними считаются.

Автор Ор а-Хаим писал в своих комментариях, что скромные люди также имеют привычку говорить о себе во множественном числе (как бы подчеркивая, что не в одиночку пришли к какому-то открытию, решению). В более глубоком разделе своего комментария он объяснял это так: при сотворении человека, в отличие от предыдущих этапов творения, были использованы все тринадцать мидот — качеств (проявлений) Всевышнего. Отсюда мы можем узнать, какие качества следует развивать в своей душе — милосердие, заботливость, долготерпение и т.д.

А Рамбан отмечает, что при сотворении человека были использованы «материалы», уже сотворенные ранее: ведь тело его создано из земли. Получается, Творец как бы говорит: «Я и земля — сделаем человека». Ведь душа человеческая, в отличие от тела, была принципиально новым творением, другого уровня, чем все созданное ранее.

Известен также комментарий Баалей Мусар, учителей еврейской этики, которые объясняют так: Всевышний, творя человека, как бы сказал ему: в отличие от других Моих созданий, ты не совершенен — Я тебя сотворил, но еще требуется работа над твоими душевными качествами, чтобы ты стал «венцом творения». И эта работа — твоя.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Что такое Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Рав Йегуда Лейб Ашлаг

В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.

Как был сформирован еврейский календарь?

Рав Овадья Климовский

Как сложился еврейский календарь?

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Как совместить семью и самосовершенствование?

Рав Овадья Климовский

Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

Хава Куперман

Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре