Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли играть в ханукальный волчок на деньги? Ведь еврею запрещены азартные игры!

Темы: Ханука, Рав Зеев Гершензон, Игра

Отложить Отложено

Здравствуйте! Может ли взрослый человек играть в севивон? И может ли, тем более, играть с детьми на деньги? Ведь еврею запрещено играть в азартные игры! Вообще, откуда происходит эта игра, что она символизирует? Упоминается ли она где-то в наших святых книгах? Благодарю заранее! R.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемый R.!

Вы задаете очень интересный вопрос. Что такое севивон? Это волчок, обычно квадратный в верхней части, на четыре стороны которого нанесены буквы еврейского алфавита: נ — нун, ג — гимель, ה — hей, ש — шин. Считается, что эти буквы «намекают» на чудо Хануки, это начальные буквы слов нес гадоль hайа шам — «Великое чудо случилось там»[1].

Играть в ханукальный севивон (его еще называют дрейдл, на идиш) — древний еврейский обычай, он «намекает» на глубокие и возвышенные предметы и упоминается в книгах наших мудрецов[2].

Из книги Оцар Минhагей Йешурун следует, что обычай этот возник еще в период греческого владычества, когда евреям запрещалось изучать Тору и выполнять заповеди. Евреи делали это подпольно, а когда появлялись враги — делали вид, что собрались вместе не для изучения Торы, а чтобы играть в игру, подобную игре в наш ханукальный волчок.

Книга Сиах Сарфей Кодеш приводит еще одно объяснение этого обычая: чтобы маленькие дети не уснули и смогли присутствовать при зажигании ханукальных свечей и участвовать в общей радости, их занимают веселой игрой. Благодаря игре они обращают внимание также и на горящие свечи Хануки.

В четырех буквах, начертанных на севивоне, содержится намек на четыре силы, «замешанные» в человеке: נפשי (душа человека), גופני (сила тела), שכלי (сила разума) и הכל (Высшая сила, Включающая в себя всё, Управляющая всем миром). А также — намёк на Машиаха, ведь гематрия (числовое значение этого слова משיח = 358) равняется гематрии букв на севивоне (נ',ג',ה',ש' = 358)[3]. Именно Машиах способен привести эти силы к исторической реализации и вывести еврейский народ из рассеяния, начало которого было ознаменовано усилиями искоренить изучение Торы и выполнение заповедей в народе Израиля.

Шульхан Арух[4] действительно запрещает играть в азартные игры на деньги, сообщая нам следующее: «Люди, которые играют в кости или камешки и уславливаются между собой: кто победит в игре — получит такую-то сумму от остальных участников; а также те, которые устраивают соревнование животных или птиц и уславливается: чье животное победит в драке или пробежит быстрее других, получит от остальных такую-то сумму; и те, которые играют в прочие подобные игры, — нарушают запрет…»[5].

Но мудрецы говорят, что отец, который играет со своим ребенком в Хануку в севивон, этот запрет не нарушает[6]. Ведь причина запрета — сходство выигрыша в азартной игре с грабежом (см. прим. 5). А согласно еврейскому закону имущество ребенка, пропитание которого возложено на его отца, — принадлежит отцу. О каком же грабеже может идти речь?!

Можно отметить, что в хасидских общинах принято также «играть» в севивон следующим образом[7]: кидают севивон и по букве, которая выпадет, определяют, на какие благотворительные цели пойдут ханукальные пожертвования.

Известно, что Рав Хатам Софер выполнял этот древний еврейский обычай, и в один из вечеров Хануки играл в севивон из серебра, хранившийся у него[8].

С уважением, Зеев Гершензон


[1] В Стране Израиля можно найти и волчки с четвертой буквой פ — пэй, в таком случае переводят не «там», а «здесь» — на иврите по.

[2] См. 5-ю главу книги о еврейских обычаях Рава Хатам Софера, а также книгу Бней Иссахар, 2-ой маамар, п. 25.

[3] См. книгу Бней Иссахар, там же, а также Пискей Тшувот, симан 670:4.

[4] Хошен Мишпат, симан 370.

[5] Подробнее см. в первоисточнике, одна из причин запрета: такие действия напоминают грабеж.

[6] См. Пискей Тшувот, симан 670:4, прим. 25.

[7] Такая игра тоже, разумеется, не относится к категории «азартных игр, запрещенных в иудаизме».

[8] См. Пискей Тшувот там же.

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».