Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Можно ли играть в ханукальный волчок на деньги? Ведь еврею запрещены азартные игры!

29 декабря 2016 года, темы: Ханука, Еврейский закон, Еврейские законы, Азартные игры, Грабеж, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Здравствуйте! Может ли взрослый человек играть в севивон? И может ли, тем более, играть с детьми на деньги? Ведь еврею запрещено играть в азартные игры! Вообще, откуда происходит эта игра, что она символизирует? Упоминается ли она где-то в наших святых книгах? Благодарю заранее! R.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемый R.!

Вы задаете очень интересный вопрос. Что такое севивон? Это волчок, обычно квадратный в верхней части, на четыре стороны которого нанесены буквы еврейского алфавита: נ — нун, ג — гимель, ה — hей, ש — шин. Считается, что эти буквы «намекают» на чудо Хануки, это начальные буквы слов нес гадоль hайа шам — «Великое чудо случилось там»[1].

Играть в ханукальный севивон (его еще называют дрейдл, на идиш) — древний еврейский обычай, он «намекает» на глубокие и возвышенные предметы и упоминается в книгах наших мудрецов[2].

Из книги Оцар Минhагей Йешурун следует, что обычай этот возник еще в период греческого владычества, когда евреям запрещалось изучать Тору и выполнять заповеди. Евреи делали это подпольно, а когда появлялись враги — делали вид, что собрались вместе не для изучения Торы, а чтобы играть в игру, подобную игре в наш ханукальный волчок.

Книга Сиах Сарфей Кодеш приводит еще одно объяснение этого обычая: чтобы маленькие дети не уснули и смогли присутствовать при зажигании ханукальных свечей и участвовать в общей радости, их занимают веселой игрой. Благодаря игре они обращают внимание также и на горящие свечи Хануки.

В четырех буквах, начертанных на севивоне, содержится намек на четыре силы, «замешанные» в человеке: נפשי (душа человека), גופני (сила тела), שכלי (сила разума) и הכל (Высшая сила, Включающая в себя всё, Управляющая всем миром). А также — намёк на Машиаха, ведь гематрия (числовое значение этого слова משיח = 358) равняется гематрии букв на севивоне (נ',ג',ה',ש' = 358)[3]. Именно Машиах способен привести эти силы к исторической реализации и вывести еврейский народ из рассеяния, начало которого было ознаменовано усилиями искоренить изучение Торы и выполнение заповедей в народе Израиля.

Шульхан Арух[4] действительно запрещает играть в азартные игры на деньги, сообщая нам следующее: «Люди, которые играют в кости или камешки и уславливаются между собой: кто победит в игре — получит такую-то сумму от остальных участников; а также те, которые устраивают соревнование животных или птиц и уславливается: чье животное победит в драке или пробежит быстрее других, получит от остальных такую-то сумму; и те, которые играют в прочие подобные игры, — нарушают запрет…»[5].

Но мудрецы говорят, что отец, который играет со своим ребенком в Хануку в севивон, этот запрет не нарушает[6]. Ведь причина запрета — сходство выигрыша в азартной игре с грабежом (см. прим. 5). А согласно еврейскому закону имущество ребенка, пропитание которого возложено на его отца, — принадлежит отцу. О каком же грабеже может идти речь?!

Можно отметить, что в хасидских общинах принято также «играть» в севивон следующим образом[7]: кидают севивон и по букве, которая выпадет, определяют, на какие благотворительные цели пойдут ханукальные пожертвования.

Известно, что Рав Хатам Софер выполнял этот древний еврейский обычай, и в один из вечеров Хануки играл в севивон из серебра, хранившийся у него[8].

С уважением, Зеев Гершензон


[1] В Стране Израиля можно найти и волчки с четвертой буквой פ — пэй, в таком случае переводят не «там», а «здесь» — на иврите по.

[2] См. 5-ю главу книги о еврейских обычаях Рава Хатам Софера, а также книгу Бней Иссахар, 2-ой маамар, п. 25.

[3] См. книгу Бней Иссахар, там же, а также Пискей Тшувот, симан 670:4.

[4] Хошен Мишпат, симан 370.

[5] Подробнее см. в первоисточнике, одна из причин запрета: такие действия напоминают грабеж.

[6] См. Пискей Тшувот, симан 670:4, прим. 25.

[7] Такая игра тоже, разумеется, не относится к категории «азартных игр, запрещенных в иудаизме».

[8] См. Пискей Тшувот там же.


Нравится!
Поделиться ссылкой:

В тему

Законы и обычаи Хануки

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

из «Книги нашего Наследия»

Как спастись от алкоголизма?

Рав Зеев Гершензон

Победа возможна?

Принципы Алахи (еврейского закона).

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.


Тема дня

Глава Мишпатим

Читать дальше