Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему у меня никак не получается «взлететь» или уверенно набрать финансовую высоту?

Темы: Иштадлут, Успех, Достаток, Тора и бизнес, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Здравствуйте, Уважаемый Раввин! Мне нужен Ваш совет. Меня зовут Игорь. Так сложилось, что мне уже 24 года. Я не могу найти ответ на вопрос: почему у меня никак не получится «взлететь» или уверенно набирать финансовую высоту? Два года я потратил на проект 1 и прогорел, начал снова заниматься проектом 2 — и ничего хорошего не вышло, потом начался 3-й проект — и получился убыток. Между проектами были «простые», «окладные» работы. Сейчас я разработал проект 4 — экономически рентабельная бизнес-модель, которая по плану может быть реализована на 100% капитала инвестора, но доля прибыли моя имеется в нем.

Спрашиваю Вас, т. к. не в состоянии разобраться с мыслями самостоятельно. Мне (как и каждому) хочется многого и сразу, но я подхожу к делу сверхответственно. Я молодой человек, всегда хотел и хочу иметь красный Ferrari F430, иметь частный дом и любимую жену-красавицу. У меня голова, руки, ноги на местах, не на что жаловаться. Обидно, что потрачено много времени на обретение горького опыта. Я до сих пор не определен с дорогой жизни, что мне сделать сначала, как поступить?

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемый Игорь,

Наши мудрецы говорят о том, что следует прилагать усилия для достижения благих целей как в материальной сфере, так и в духовной. Несмотря на то, что все в этом мире происходит лишь по воле Небес, нельзя полагаться на это и «сидеть, сложа руки» в ожидании того, что произойдёт определённое Свыше.

Тем не менее, мудрейший из людей, царь Шломо (Соломон) говорит[1] о природе происходящего в мире: «Не мудрецам достается хлеб, и не тем, кто понимает, — богатство». Всевышний установил духовные законы, а процессы в материальном мире — подчинены им. Поэтому, несмотря на то, что иногда результат зависит от наших личных усилий и стараний (так же подсказывает и простая логика), не всегда это так. Что говорят наши мудрецы о том, как действуют духовные законы, влияющие на материальный мир?

Вавилонский Талмуд[2] приводит такой диалог мудрецов:

— Что делать человеку, чтобы разбогатеть?

— Пусть займется коммерцией и ведет свои дела честно.

— А ведь многие так делали и не преуспели?

— Пусть просит милости у Того, Кому принадлежат все богатства, как об этом сказано в книге пророка Хагая[3]: «Мне принадлежат деньги…».

— Раз так, зачем же надо было сначала говорить о честном ведении дел?

— Чтобы довести до сведения, что одно без другого — невозможно!

Есть еще один «патент», который наши мудрецы рекомендуют для того, чтобы разбогатеть. Спрашивает мидраш Танхума[4]: Почему в Торе сказано асэр-таасэр (на первый взгляд кажущееся лишним повторение однокоренного слова, на русский язык обычно переводят как «отделяй десятину» — маасер)? Асэр — чтобы разбогатеть, таасэр — чтобы не потерять (приобретённое)[5].

Следует особо отметить: речь не идёт о том, как получить больше, чем человеку положено и отмерено Небесами в соответствии с его духовными заслугами. А о том, как достичь бОльших заслуг, которые и приведут его к лучшей доле. Мы знаем, что материальное благословение приходит к людям не вследствие природных законов, а вследствие заслуг[6] человека — например, большей веры в Творца.

Кроме того, деньги не должны быть самостоятельной целью еврея, а лишь средством — для достижения духовных целей и выполнения возложенных на него заповедей. Если намерение человека именно такое — он может надеяться, что Всевышний широко раскроет для него врата заработка.

Если говорить о советах «в рамках природы» — посоветовал бы Вам не начинать дело, в котором Вы не специалист. Гораздо мудрее — держаться вместе с тем, кто хорошо разбирается в интересующей Вас области и преуспевает. Через какое-то время, научившись у такого человека всем необходимым для успеха тонкостям, Вы, возможно, откроете собственное дело.

Ну, а если Вы заинтересованы не только в советах[7], но и в том, чтобы определиться с дорогой жизни — постараться разобраться, насколько это возможно, в том, как действуют духовные законы, влияющие на материальный мир, — рекомендую Вам проект «Талмуд он-лайн».

С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон


[1] Коэлет 9:11

[2] Трактат Нида 70 б

[3] 2:8

[4] Глава Ръэ, 18

[5] см. главу Ръэ, 14:22 с РАШИ.

[6] Возможны исключения, тогда, когда это необходимо для осуществления особого замысла Творца в мире. Подробнее об этом можно узнать, например, из лекций рава Ашера Кушнира о Провидении Творца: «Дерех Ашем» (от 29-го занятия и далее).

[7] См. также «Какие “патенты”, какие заповеди помогают достичь удачи в бизнесе?».

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).