Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Рамбам использует частный случай для доказательства милости законов Торы?

Темы: Вера и упование, Рав Бенцион Зильбер, Добро и Зло, Качества Творца

Отложить Отложено

Шалом квод ха-рабаним. Особое огромное Спасибо Раву Бенциону Зильберу, что он уделил свое время на «У молодой женщины муж в коме. Врачи говорят, не очнется никогда. Развод невозможен…». К сожалению, я не смог сформулировать вопрос достаточно точно, и я попытаюсь уточнить его по возможности.

Может быть, для понимания вопроса приведу пример: один врач-хирург принимает пациентов, это врач, которому нет равных, никто не знаком с его методиками и не в состоянии понять их. К нему приходят пациенты с проблемами, некоторым он наносит мазь, они говорят об улучшении, улыбаются и с радостью уходят.

Других же пациентов он завозит в операционную, оттуда слышны крики боли, льется кровь, и затем врач выходит, а пациент больше не возвращается, никто с ним не разговаривает, он исчезает.

И вот мы спрашиваем совета: пойти ли нам к этому врачу? На что советчик дает ответ: конечно, видно же — он хороший врач, у всех, кому он наносит мазь, боль проходит.

Вопрос: правильно ли так говорить, ведь мы не знаем, что происходит с прооперированными пациентами? И как раз с точки зрения логики и видимого у нас есть причины для волнений и сомнений.

Таким образом, я не смог понять слова Рамбама на тему «некама» (месть). Процитирую снова:

«Итак, ты узнал, [изучающий,] что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире. Правда, Рамбам ограничивает применимость этого принципа. Рассматривая ситуацию, когда необходимо нарушить субботу ради спасения человеческой жизни, он пишет, что Тора по сути своей не мстительна: И запрещено мешкать нарушить субботу ради больного, жизни которого угрожает опасность, как сказано (Ваикра 18, 5): “Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек ЖИВ БУДЕТ ИМИ” — а не умрёт из-за них. Итак, ты узнал, что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире».

То есть он берет частный случай, когда это так, но… Я привел другой пример. Я подозревал, что это только мой ограниченный ум не видит здесь ни ШАЛОМ, ни ХЕСЕД, ни РАХАМИМ (ни милосердия, ни благодеяния, ни спокойствия), а РАМБАМ и квод ха-рабаним видят, и хотел объяснения.

Если же речь идет о слепой вере, что так оно есть на самом деле, то непонятно, насколько корректно брать подходящий случай, чтобы указать что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире? Огромное Спасибо за ответ. Надеюсь, я смог прояснить свой вопрос. Зеев

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Зеев!

Мы стараемся понять внутреннее содержание заповедей Торы. Рамбам рассматривает закон Торы: нарушать субботу строго запрещено, под угрозой смертной казни, а ради спасения жизни можно и надо нарушить субботу. И объясняет внутреннее содержание этого «противоречия»: здесь видна милость Б-га и Его жалость к жизни человека.

Мы не пытаемся что-то аргументировать и доказывать. Мы стараемся понять содержание законов Торы. Никто не сказал, что нет ситуаций, в которых человеку нелегко соблюдение заповедей Торы. Скажите, а нет ситуаций, когда человек страдает от определённых жизненных обстоятельств, совершенно не связанных с законами Торы?

А то, что есть много добра Б-га в мире, каждый из нас может прочувствовать, наблюдая за прекрасным Творением, разнообразным прекрасным миром природы, красотой природы. Мир мог бы существовать и при значительно меньшем разнообразии, без рыбы, которая парализует свою добычу электрическим разрядом, без совершенно особых органов и «химических лабораторий» у некоторых насекомых и т.д., и т.п., и без красоты.

Это не «слепая вера», мы можем в этом убедиться своими глазами.

А в том, что есть Рука Б-га в мире, мы можем убедиться, наблюдая за судьбой еврейского народа. Мы видим его особую судьбу, неистребимость, полную иррациональность его истории. И когда прочитаем предсказания Б-га, записанные тысячелетия назад, о судьбе еврейского народа и сопоставим их с судьбой народа — совершенно иррациональной и неестественной, мы ясно увидим: есть Рука Б-га, которая руководит событиями в мире.

Вы пишете о ситуации, когда есть несколько врачей, и мы выбираем, кто лучше.

А когда есть Один «Врач», Который действительно может вылечить, то, конечно, стоит с этим «Врачом» иметь самые лучшие отношения!

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше