Моадим лсимха! Скажите, пожалуйста, как правильно подвешивать украшения — к схаху (покрытию сукки) или к бамбуковым палкам, на которых лежит схах? Может ли сукка стать некошерной из-за неправильно подвешенных украшений? Спасибо большое! Майя
Уважаемая Майя,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Нет запрета крепить украшения к схаху при условии, что они находятся на расстоянии не более четырёх тфахим от схаха (по мнению Рава Хаима Ноэ 4 тефаха — это 32 см., по мнению Хазон Иша — 38,4 см).
Рассмотрим этот закон подробнее. Мишна в трактате Сукка говорит, что разрешено натягивать под схахом покрывало при условии, что это делается для украшения сукки. Этот закон приводится в Шулхан Арухе (627:4), где оговаривается: необходимо, чтобы покрывало находилось на расстоянии не более четырёх тфахим от схаха. Если покрывало находится в пределах этого расстояния, то даже если оно сделано из материала, непригодного (некошерного) для изготовления схаха, оно будет считаться частью кошерного схаха и можно будет даже сидеть под ним в сукке, поскольку оно натянуто для украшения (Мишна Брура 627:10). Если же оно находится на большем расстоянии, оно не может являться частью схаха и сидеть под ним нельзя.
Рамо (627:4) добавляет: нужно остерегаться вешать любые украшения, которые крепятся к схаху, на расстоянии четырёх тфахим и более. Строго по букве закона запрет нарушается, только если площадь украшения — 4 на 4 тефаха и более. Это минимальный размер украшения, при котором схах может стать некошерным, т.к. когда украшение висит на расстоянии 4 тефаха и более, оно не рассматривается как часть схаха. Однако смысл закона, приведенного у Рамо, — это установить своего рода ограду — оградить нас от нарушения запрета, поэтому украшения любого размера следует вешать на расстоянии, не превышающем 4 тефаха от схаха. Иначе может, в конце концов, получиться, что человек повесит украшение большого размера на расстоянии большем, чем 4 тефаха, от схаха.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Первые две даты связаны с идеей суда-возмездия; а раз так, то почему вообще год начинается судом?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «От месяца Элуль до Суккота»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
TorahLive
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
из книги "Кицур Шулхан Арух"
Рав Бенцион Зильбер
Речь идёт о Сукке на балконах многоэтажного дома...
Рав Натан Агрес
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»