Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли надевать в субботу пластинку для выпрямления зубов?

Темы: Суббота, Забота о здоровье, Яков Шуб

Отложить Отложено

Можно ли одевать в субботу пластинку для выпрямления зубов («рэсен»)? Спасибо.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. В субботу разрешено пользоваться пластинкой для зубов обычным способом, как в будние дни.

Попробуем рассмотреть вопрос подробнее. При использовании пластинки для зубов могут возникнуть следующие вопросы, связанные с законами субботы:

  • 1. Хотя мудрецы запретили здоровому человеку в субботу принимать лекарства и пользоваться медицинскими приспособлениями, на зубную пластинку это не распространяется. Запрет относится только к лечению, которое возможно сделать при помощи лекарственных препаратов, чтобы человек не начал готовить лекарства в субботу и не нарушил таким образом запрет из Торы. А поскольку исправить прикус с помощью лекарственных препаратов невозможно, то нет и запрета использовать пластинку (Шулхан Арух 328:43, Мишна Брура 328:130, Шмират Шабат кэ-Илхата, новое издание, 34:29).
  • 2. Обычно лечение, которое осуществляется без лекарственных препаратов, разрешено, только если недомогание причиняет страдание человеку, иначе это считается будничным занятием. Но в данном случае такой проблемы нет, поскольку результат лечения будет виден не сразу, а через длительное время. По той же причине использование пластинки не уподобляется строительству (Шмират Шабат кэ-Илхата, новое издание, 34, прим. 113, Орхот Шабат 20, прим. 218).
  • 3. Разрешено не только одевать пластинку, но и выходить в ней туда, где нет эрува, так же, как выходят с повязкой или камеей (Шмират Шабат кэ-Илхата, новое издание, 34:29, Орхот Шабат 28:132).
  • 4. Нет проблемы раскручивать, закручивать и подгонять пластинку по размеру, как это делают в будний день, поскольку это является обычным способом её использования (Шмират Шабат кэ-Илхата, новое издание, 34, прим. 114).
  • С уважением, Яков Шуб

    Материалы по теме


    Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

    История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

    Рав Моше Ойербах,
    из цикла «История еврейского народа»

    Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

    Йеуда аМакаби (Маккавей)

    Рав Реувен Пятигорский,
    из цикла «Великие раввины»

    Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

    Тора о Хануке. Почему восемь дней?

    Рав Элияу Ки-Тов,
    из цикла «Книга нашего наследия»

    Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

    Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

    Рав Александр Кац,
    из цикла «Еврейские мудрецы»

    Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).