Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Мой Б-г, храни мой язык от зла... и перед проклинающими меня пусть моя душа хранит молчание»Из молитвы Элокай Нецор

Как есть фрукты у нерелигиозных родственников в Израиле?

Темы: Отношения с родственниками, Орла, Кашрут, Трумот и маасрот, Давид-Йеуда Вертлиб

Отложить Отложено

Собираюсь в гости к нерелигиозным родственникам в Израиле. Они знают про мой кашрут и, возможно, будут кормить меня фруктами. Скажите, пожалуйста, какие фрукты можно есть и какие нельзя (из-за опасения орла)? Также: как в такой ситуации наиболее незаметно отделить трумот и маасерот? Можно ли как-то отделить их заранее дома, или отделить после возвращения домой?

Отвечает рав Давид-Йеуда Вертлиб

Спасибо за Ваш вопрос. Для начала напомним, что орла — это плоды, появившиеся в течение первых трех лет после посадки дерева. Их запрещено есть и, вообще, использовать. Этот закон относится ко всем плодам — выращенным как в Земле Израиля, так и за ее пределами. С той разницей, что в случае сомнения, являются ли эти плоды орла, если они выросли в Земле Израиля, мы «устрожаем» и запрещаем их, а если они выросли за границей, — «облегчаем».

Некоторые виды плодов никак не могут быть орла, так как в первые три года после посадки деревья, на которых они растут, не плодоносят, а если и дают плоды, то они не поступают в продажу. Следующие деревья обычно дают плоды на четвертый, пятый и т.д. год после посадки: оливки, финики, аннона, гуаява, черешня, рожковое дерево, манго, абрикос, лимон, пекан, слива, яблоня, апельсин, клементин. Первые три года после посадки не дает плодов и цабар (опунция — съедобный кактус).

Среди плодов других видов растений процент орла, напротив, высок, и не следует покупать их там, где нет надлежащего контроля и сертификата кашрута, а также есть в гостях у «несоблюдающих» родственников. К ним относятся: сорта винограда Плейм, Рэд глоб адом, также зеленый виноград без косточек сорта Супериор, сливы сорта Блэк Джем, карамбола, нектарины сорта Киви, полученные путем скрещивания сливы и персика, персик Септембер, улучшенный путем генной инженерии, папайя, черника. Если эти виды фруктов импортированы в Израиль, то они разрешены. Список, конечно, не полный, к тому же процент плодов орла может сильно варьироваться в зависимости от года и сорта фруктов.

На четвертый год после посадки дерева в Земле Израиля плоды его также запрещены, пока они не выкуплены и их святость не «перешла на деньги». Плоды четвертого года называются нэта реваи. И только плоды пятого года, после отделения по всем правилам трумот и маасрот (приношений и десятин), разрешены в пищу (при условии, что не были нарушены законы седьмого года — шмиты).

Итак, мы видим: проблем с плодами может быть много, поэтому в Израиле нельзя есть фрукты без надлежащего сертификата кашрута. Плоды, выращенные за границей, напротив, можно есть без ограничения, если только нам не известно точно, что это плоды орла.

О Вашем вопросе, как незаметно отделить трумот и маасрот. Существует возможность заранее произнести текст, который читают при отделении трумот и маасрот, а потом фактически отделить их. Делать это можно в следующих случаях:

  • 1. перед наступлением субботы, когда человек находится в пути и опасается, что не успеет до субботы вернуться домой и отделить, ведь в субботу отделять нельзя;
  • 2. когда он гостит у людей, которых (справедливо) подозревает в том, что они едят плоды, от которых не были отделены приношения и десятины.
  • 3. если по какой-то причине он не может отделить до субботы.
  • (См. Мишна Дмай, седьмой раздел, первая мишна; Рамбам, «Законы десятины», девятый раздел, седьмой закон). В этом случае произносят текст отделения в будущем времени (по Хазон Ишу). Вы можете взять текст из сидура (моливенника) и произнести его в будущем времени: «Больше, чем одна сотая, что мне предстоит отделить, будет трума гдола в северной стороне, оставшееся, сотая часть и еще девять таких же частей в северной стороне фруктов, будет первая десятина маасер ришон…» и т.д. Этот текст произносят прежде, чем идти в гости, и перед субботой и праздником. При этом фактически отделяют трумот и маасрот за столом.

    Если приношения и десятины отделяют от разных видов фруктов, то каждый раз добавляют «для каждого вида» (например, «трума гдола для каждого вида» и т.д.). Если человек забыл отделить и ел фрукты, то, если остались плоды этого вида, можно отделить трумот и маасрот от оставшихся плодов, подразумевая при этом и съеденные. Но изначально так поступать нельзя.

    В гостях (например, в Вашей ситуации, у нерелигиозных родственников) можно отделить прямо на тарелке, это будет выглядеть, как будто бы гость не доел.

    С уважением, Давид-Йеуда Вертлиб

    Материалы по теме


    Еврейский народ за века изгнания пережил много бед и гонений. Еврейские погромы стали таким распространенным явлением, как и антисемитизм в целом. Мы рассмотрим всю многовековую «практику» погромов: с чего все началось, как возникали погромы, какие из них имели самые ужасные последствия. Читать дальше

    История еврейского народа 68. Эпидемии в Европе: черная смерть

    Рав Моше Ойербах,
    из цикла «История еврейского народа»

    В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.

    История еврейского народа 101. Польские евреи после трагедии 5408 (1648) года

    Рав Моше Ойербах,
    из цикла «История еврейского народа»

    В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.

    Ам Исраэль хай 46. Черта оседлости 1820-1880. Царь Александр III

    Рав Берл Вайн,
    из цикла «Ам Исраэль хай»

    Агрессивная ассимиляция начала приносить свои плоды. Всё больше и больше евреев пренебрегали традициями и высказывали сомнение в отношении заповеданного народу Израиля пути.

    13
    вопросов

    Новый год

    Этот тест прошли 270 раз

    Хорошо ли вы знаете историю этого праздника?

    История еврейского народа 94. Польские евреи до событий 5408 (1648) года

    Рав Моше Ойербах,
    из цикла «История еврейского народа»

    Название страны, «Полин», евреи поняли как сочетание двух еврейских слов — по — «здесь» и лин - «переночуй»,

    Ам Исраэль хай 3. Жуткая бойня

    Рав Берл Вайн,
    из цикла «Ам Исраэль хай»

    Богдан Хмельницкий — фигура зловещая. Стремление к свободе обернулось для евреев массовыми погромами и преследованиями.

    Ам Исраэль хай 48. Времена меняются

    Рав Берл Вайн,
    из цикла «Ам Исраэль хай»

    Лозунг «Бей жидов, спасай Россию» воплощается. Погромы на юге России негласно поддерживаются царским правительством.

    Хахам Цви

    Рав Александр Кац,
    из цикла «Еврейские мудрецы»

    ...Рассказывают, что во время казацкого восстания его отец, р. Яаков Ашкенази-Зак из Вильно, был захвачен в плен. Два еврея, которым удалось укрыться и спастись, видели, что он был убит во время расправы над пленными. Они сообщили об этом его молодой вдове, и раввинский суд, выслушав их свидетельства, разрешил ей создать новую семью. Спустя несколько лет она согласилась на помолвку, однако в ночь перед свадьбой, вызвав всеобщее потрясение, возвратился домой р. Яаков...