Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли радоваться собственным добрым делам?

Темы: Скромность, Заповеди, Радость, Добрые дела, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! У меня возник вопрос касательно еврейской скромности. Можно ли говорить себе, что ты поступил хорошо с точки зрения Торы, или это будет нарушением скромности и самовосхвалением? Другими словами, можно ли наслаждаться добрыми делами, или они должны быть безвозмездными, в том числе и с духовной точки зрения? Заранее спасибо. Е.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый E.!

Приятно было получить такой вопрос, спасибо.

Настоящая, внутренняя скромность заключается в том, чтобы не считать себя выше других. Но нет ничего плохого в том, чтобы радоваться своему правильному поступку, надо только отличать радость от заносчивости. Наши мудрецы много говорили о скромности. Например, в трактате Авот сказано: «Если ты много учил Тору, не ставь это себе в заслугу, ибо для этого ты и сотворен» (2:8). В конце концов, какой бы великий поступок человек ни совершил, ему нет смысла возноситься из-за этого — ведь если он смог сделать то, что сделал, значит, у него были силы для этого, и, следовательно, это ожидалось от него, если и не по букве Закона, то хотя бы в моральном плане.

Наслаждаться же — здесь вопрос еще тоньше. С одной стороны, раздумывая о том, как поступить, в идеале, разумеется, человеку не следует брать в расчет выгоду или удовольствие, которые он может получить. Следует принимать решение только на основе Истины — как поступить правильно. Однако нет ничего плохого в том, чтобы получить духовное удовольствие от того, что совершаешь правильный поступок. Более того, из всех людей, делающих добро другим, настоящим бааль хесед (тем, кто делает добро) называется именно тот, кто делает это с радостью. Ибо это свидетельствует о том, что качество хесед уже укоренилось в его душе и ему не нужно заставлять себя делать добрые дела. И так со всеми заповедями.

А Рабейну Бахья в книге Кад а-Кемах говорит, что радость от исполнения заповеди более весома, чем сама заповедь, как сказано: «И падут эти проклятия на тебя… и на потомков твоих… за то, что не служил Всевышнему, Б-гу твоему, в радости» (Дварим 28:45—47).

В предисловии к книге Эглей Таль автор подробно пишет о том, что именно тот, кто учит Тору с радостью, получая от этого удовольствие, может считаться человеком, который учит ее ради нее самой, ли-шма.

И главное, великий Рамбам в своем галахическом кодексе Йад Хазака пишет об этом, см. Законы изучения Торы (3:13) и Законы раскаяния (9:1). А если такое значение Тора придает радости от исполнения заповедей, несомненно, от них можно и даже нужно получать удовольствие! Разумеется, духовное, в том ключе, как мы описали выше.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше