Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Подскажите, как раскрыть глаза «заблудшим»?

Темы: Отношения с родственниками, Кирув, Обида, Тшува, Истина, Отношения с друзьями, Ашер Кушнир

Отложить Отложено

Как раскрыть глаза заблудшим евреям? Сколько я ни пытаюсь им рассказать и объяснить, что такое Тора, что надо учиться, — ничего не помогает. Как вернуть их в лоно родной веры? Подскажите, что им надо сказать, чтобы они меня услышали. Ведь на мне мицва их убедить — «тохеха», не так ли?

Вопрос

Мой брат нерелигиозный. У него родился сын, и он пригласил большую компанию друзей и родственников на брит-милу. Они уселись кушать и пить. Я их пригласил участвовать в брите, на что они ответили, что «и без них отрежут». Тогда я решил их немного просветить и приблизить к заповедям. Остановил музыку и рассказал всем о Б-ге и о важности соблюдения мицвот, но брат почему-то обиделся, рассердился, так, что даже чуть до драки не дошло. Правильно ли я поступил?

Вопрос

Я живу в нерелигиозной семье, мой старший брат нарушает большую часть 613 заповедей. Я ему про это сказал прямо и честно, после этого он меня возненавидел. Правильно ли я все это сделал?

Отвечает рав Ашер Кушнир

Попробуем найти на эти и подобные им вопросы общий ответ.

Сага об Абраше

Обратимся для этого к истории об Абраше. Все началось с того, что у Абраши, после подробного разговора с одной симпатичной девушкой, укрепился интерес ко всему духовному. Потом он случайно наткнулся на одну интересную статью о еврействе — понравилась. Послушал лекцию — задумался. А после трехдневного семинара о еврейской жизни почувствовал, что, наконец, познал Истину! Когда же вспомнились родственники и друзья, то изнутри стало что-то прямо-таки давить: «Та-а-а-к! Непросвещенные! Нужно им только хорошенько объяснить, поймут! Это же так просто и очевидно!». Замечтавшись, Абраша не заметил, как и куда попал. Наскоро поздоровавшись, сразу начал с животрепещущих, рвущихся наружу, вопросов: «А задумывались ли вы о…», «А вы знаете, что…», «Сейчас вы поймете…», «Я вам сейчас докажу…». И вот он уже, как пророк, стоит перед внемлющей толпой и ясными, простыми и мудрыми словами наставляет их на путь истины. Все с искренним восхищением в глазах одобрительно кивают головой. Ну, Абраша, молодец! Наконец-то нам раскрыли глаза! Браво!

Когда поток нового знания иссяк, Абраша заметил перед собой перепуганную родственницу, которая куда-то звонила… «Клара? Клара, ты не представляешь, что произошло. Наш Абраша рехнулся! Какой-то ужас. Я всегда воспринимала его как нормального человека. Два часа назад он ввалился к нам в квартиру и сходу стал плести какие-то глупости и несуразицу, глаза горят, весь трясется, жуть. Его явно куда-то заарканили! Клара, ты слышишь?! Тронулся наш Абраша! У него крыша поехала!!! Надо Абрашу срочно спасать!»

Сильно хочется всех просветить…

Наверное, нет ни одного начинающего бааль-тшува, который в «религиозном» порыве не желал бы осчастливить всех окружающих своим открытием. Практически все мы были в той или иной степени в подобной ситуации. Может, не в такой крайней форме, как у Абраши, но и не так уж были далеки от него. Да, хочется поделиться, объяснить, просветить, раскрыть всем глаза на то, что такое Тора, но… следует ли это делать? То ли это, что сама Тора нам повелевает?

Что повелевает Тора?

На первый взгляд, действительно существует в Торе повеление тохеха, то есть, увещевания, убеждения. РАМБАМ в своде законов Мишнэ Тора, Дэот (6:7,8) пишет, что вернуть согрешившего еврея на путь истины — это мицва, так как сказано в Торе, Ваикра (19:17): «…охэах тохиах эт амитэха», то есть, «увещевай ближнего своего». Но если углубиться и понять, как конкретно этот закон осуществляется на практике, то выяснится, что для его правильного выполнения необходимо соблюсти несколько важнейших условий (Мишна Брура 608,9; Сэфэр Хасидим г. 413 и др.). Всех не разберем, но достаточно будет упомянуть одно. Делать замечание можно только евреям, у которых есть статус амитэха, то есть, тем, которые близки друг другу, близки, как брат или друг. Лишь очень близкий человек должным образом воспримет замечание и сможет постепенно изменить свое поведение. Важно чтобы была большая вероятность того, что увещевание, с одной стороны, будет услышано и благожелательно воспринято, а с другой, не приведет к ненависти и, как следствие, к осквернению имени Б-га!

Что же нам делать?

Желательно ничего не предпринимать. Ведь попробуйте представить своих «заблудших» родственников и знакомых (закадычные друзья молодости могут быть исключением из правил). Вот Вы их укоряете, они Вас вежливо выслушивают и тут же признают свою неправоту и начинают в корне исправляться… да? Вы, правда, хотите сыграть в Абрашу?

Добавим к сказанному, что «раскрытие людям Истины» методом Абраши, к тому же, попросту неразумно. Посудите сами. Чтобы один убедил другого надо, как минимум, чтобы убеждающий мог ясно и правильно выразить свою мысль, а от убеждаемого требуется, чтобы эту мысль он хотя бы захотел услышать. Однако…

· Когда Абраша стал «ясно и правильно» выражать услышанные им мысли, это напоминало известный анекдот: «Почему все так восхищены этим Паваротти? Он же довольно посредственный певец…» — «А ты был на его концерте?» — «Нет» — «Слышал в записи?» — «Нет» — «Так откуда же ты знаешь?» — «А мне Зяма по телефону напел…». Так и тут, Абраша может быть восхищен услышанным, но означает ли это, что он может так же ясно и правильно это пересказать?

· А, с другой стороны, хочет ли светский человек, далекий от всего еврейского, чтобы его раздражали существованием какой-то истины? Вспомните, какими глазами Вы сами, возможно еще совсем недавно, смотрели на религиозных людей: «Чокнутые. Если не по полной программе, то частично. Я что, еще должен его выслушивать?».

Итак, если нет ни «передатчика», ни «приемника», то какой же смысл в «коммуникации»?

И даже не пытаться повлиять?

А если Вы скажете: «Ну, хорошо, пользы нет, зато и вреда тоже нет!», — то и это не совсем верно.

Во-первых, если еще когда-нибудь им предложат побеседовать об иудаизме, — они могут уже и не захотеть: «Спасибо, мы уже в курсе дела, слышали от Абраши…».

Во-вторых, Вас может тянуть делать замечания только-только начинающим баалей-тшува, и тем самым, как уже много раз случалось, Вы, не дай Б-г, оттолкнете их от Торы и погасите пробуждающийся интерес к еврейству.

В-третьих, прикиньте, что из-за Вас подумают об иудаизме вообще. Ведь в их глазах Вы — представитель религиозрного еврейства! Это может граничить с осквернением имени Творца…

Получается, что намерения Абраши самые лучшие, но вот результат — обратный: хотел приблизить, а в результате оттолкнул…

Что толкает Абрашу «на подвиги»?

А кстати, откуда у Абраши появилось такое рьяное «религиозное» рвение?

То, что в действительности движет Абрашей, как правило, прячется глубоко-глубоко в сердце и тщательно маскируется энтузиазмом религиозного ревнителя, но в корне, увы… никак не связано ни с Б-гом, ни с еврейской жизнью. За «религиозным рвением», как правило, таится не более, чем эгоистичное желание выглядеть человеком значительным, уважаемым, быть «кем-то», выделиться и возвыситься — «я уже хороший, а вот вы…».

Абраше очень хочется, чтобы считались с его мнением. Но вот проблема: для этого оно должно у него быть. Но, увы, одновременно и своего, и толкового мнения у него, как правило, нет. А тут что-то серьезное подвернулось. Вот теперь можно всем показать, кто такой Абраша! «Я! Я вам скажу! Всем нос утру!» И не так уж важно, чем именно…

Итак, из всего сказанного следует однозначный вывод: не надо никого «просвещать и приближать».

Надо идти другим путем

Действительно, на Абраше нет мицвытохеха, и не следует по его методике никого приближать, но… в Торе указаны другие причины, по которым нельзя оставаться равнодушным к образу жизни других евреев.

Во-первых, мы должны заботиться о прославлении имени Б-га и не допускать его осквернения.

Во-вторых, все евреи связаны друг с другом взаимной ответственностью.

В-третьих, делать это нужно из чувства милосердия. Помощь духовная — самое большое милосердие, ведь оно удостаивает близкого — вечности Грядущего Мира.

Поэтому, действительно, нужно пробовать влиять на наше окружение, но не в лоб, как Абраша: «Давайте-ка я вас сейчас обучу…», — а путем косвенным и… самым сложным — личным примером! Нельзя еврея заставить стать религиозным евреем, он этого должен захотеть сам! Поэтому можно лишь влиять, но не наставлениями и поучениями и не показным примером, разыгрывая из себя «святого», — а тем, что Тора требует от самого Абраши — скромностью, терпимостью и терпением, проявлением уважения к людям и т.д. Только когда окружающие увидят, как Тора изменила Вас самого, это может пробудить в них подлинный интерес к Торе. Только когда по-настоящему будет «вкусно» Вам, тогда и другим захочется «попробовать» того же…

Кроме этого, можно, опять же, тактично и неназойливо, без какого-либо нажима, предложить книги или записи лекций по иудаизму, которые подходят уровню начинающих. Надо при этом учесть индивидуальный уровень тех, кому предлагаешь такого рода материалы. Не навязывать, а просто предложить. На их вопросы не отвечать самим, а предложить побеседовать с раввином или посетить семинар, и т.д.

Заключение

Мир, действительно, надо привести к исправлению, но начинать надо с… самого себя. В этом состоит самый главный еврейский принцип и секрет «просвещения и приближения».

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше