Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чьи ноги встанут на Масличной горе?

Темы: Танах, Машиах, Пророки, Захария, Овадья Климовский, Конец времен

Отложить Отложено

Чьи ноги встанут на Масличной горе? Насколько мне известно, в иудаизме считается, что Машиах придет на гору Азэйтим, согласно пророчеству: «И выйдет Г-сподь, и сразится с народами теми, как в день, когда сражался Он, в день битвы. И стоять будут ноги Его в день тот на Ар Азэйтим, что пред Йерушалаимом, с востока; и расколется Ар Азэйтим пополам (с середины) — на запад и на восток, и (появится) весьма большая долина, и отодвинется половина горы к северу, и половина ее — к югу» (Захария 14:3,4). Но ведь в этом отрывке прямым текстом идет речь о Б-ге, а не о Машиахе, т.к. употребляется четырехбуквенное имя Б-жье. Мне непонятно, почему иудаизм толкует этот отрывок как мессианский. Поясните, пожалуйста, как это согласуется в иудаизме? Если уже есть ответ от какого-либо уважаемого раввина, то буду признателен, если дадите ссылку или назовете имя раввина, т.к. самостоятельно я ничего не нашел. Рустам

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Рустам!

Вы правы, пророк здесь говорит о событиях, которые должны произойти в мессианскую эпоху. Однако речь в приведенных Вами стихах идет не о Машиахе, а о Всевышнем. Выражение «стоять будут ноги» является лишь одним из многочисленных антропоморфизмов, которые встречаются в Танахе. Разумеется, пророки не наделяли Творца человеческими свойствами, а просто в такой форме доносили до нас необходимые, в соответствии с каждым конкретным пророчеством, представления о Его проявлении в этом мире. Так как понять Его Самого мы не в состоянии, мы можем говорить только о том, как Он проявляется в нашем мире. Тора и пророки говорят об этом с помощью выражений, доступных человеческому пониманию, наиболее близко описывающих то или иное проявление Всевышнего в нашем мире.

О стихе, который мы с Вами сейчас рассматриваем, рабби Давид Кимхи (один из известнейших комментаторов Танаха) говорит следующее: понятие «ноги» связано с понятием «причины». Об этом же говорит и Мальбим, и оба ссылаются на Рамбама (который разъясняет это в книге Морэ Невухим). То есть, пророк говорит, что Всевышний явится Причиной великих чудес, которые произойдут на Масличной горе. Комментарий Мецудат Давид объясняет этот стих в том же ключе, только проще: с помощью аллегории пророк описывает, как гора расколется на две части.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Он был ближайшим советником персидского царя Дария, но, узнав, что иерусалимская община приходит в упадок, Нехемья попросил царя послать его в Иудею, чтобы помочь восстановить ее. Читать дальше