Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Грешник может избежать гнева Всевышнего, если рядом с ним живет праведник?

Темы: Наказание, Грешник, Авраам, Праведники, Овадья Климовский, Сдом

Отложить Отложено

Почему Авраам хотел удержать Вс-вышнего от уничтожения Сдома? Почему Б-г пообещал пощадить всех, если найдется немного праведников? Разве может грешник избежать гнева Вс-вышнего, если рядом с ним живет праведник? Михаил

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Михаил!

Спасибо за Ваш глубокий вопрос. Попытаемся рассмотреть его по пунктам, и странности, отмеченные в первых двух пунктах, будут, с Б-жьей помощью, разъяснены в третьем.

  • 1. Комментаторы говорят, что в первую очередь Авраам беспокоился о праведниках, если таковые обнаружатся в Сдоме (хотя упоминается и желание Авраама спасти весь город ради заслуг праведников). Кли Якар поясняет, что именно в случае со Сдомом он переживал за праведников, которые могли пострадать заодно со злодеями. Дело в том, что одним из грехов, распространенных в Сдоме и окрестностях, был особенно изощренный разврат. Творец до такой степени не терпит этого, что от гнева Его могут пострадать не сами только нарушители, но и те, кто оказался рядом. Они должны были покинуть место, где происходит подобное. Это все же требует пояснения — получается, что праведники наказываются наравне со злодеями только за то, что оказались их соседями.
  • 2. Еще более странным выглядит ответ Всевышнего: если найдутся праведники, то Он пощадит всех. И это мы должны понять — может ли грешник избежать справедливого наказания.
  • 3. Разумеется, Творец мира управляет этим миром абсолютно справедливо, как сказано: «… Б-г верен [Своему слову] и не [делает ничего] несправедливого, праведен и честен Он» (Дварим 32:4). Ни один человек не может быть лишен награды даже за самое незначительное доброе дело (даже законченный злодей), равно как не может и избежать наказания ни за один проступок (даже праведник). Вопрос лишь в том, когда и как состоится расплата.
  • При этом одним из правил этого мира Всевышний сделал следующее: «Хорошо праведнику — хорошо и соседу его, горе злодею — горе и соседу его» (см. Сукка 56 б). Поэтому может случиться так, что праведник пострадает из-за своего соседства с преступниками; но он не может пострадать незаслуженно. «За компанию» со злодеями он может подвергнуться, например, частичному наказанию за собственные проступки, за которые в ином случае он не был бы наказан сейчас, а получил бы отсрочку — чтобы исправить их. Такую отсрочку, на самом деле, получают почти все, так как у каждого есть, что исправлять. В милосердии Своем Всевышний не наказывает людей сразу, как того требовала бы Высшая справедливость, а ждет от них исправления. Однако рано или поздно весь «счет» человека оплачивается. Поэтому, если праведник не заслуживает наказания вовсе — Творец спасает его из ситуаций, в которых, казалось бы, уже нет никакого выхода.

    Обратная ситуация со злодеями — даже если они уже заслужили наказание и полагающаяся им отсрочка закончилась, благодаря их соседству с праведниками отсрочка может быть продлена. И именно это пообещал Всевышний Аврааму, ведь Он, благословенно Имя Его, желает добра всем творениям Своим. Поэтому и использует любую возможность, чтобы не наказывать их, а дать им еще шанс исправить свой путь. (Разумеется, если это не противоречит Законам, установленным Его мудростью). Но и этому долготерпению есть предел, и так как достаточного числа праведников не нашлось, преступники были наказаны.

    Подытожим: даже если бы злодеи Сдома получили отсрочку, она ни в коем случае не была бы чем-то бОльшим, чем отсрочка. И если бы кому-то из них удалось умереть спокойно, избежав наказания в этом мире, оно настигло бы их в Геиноме именно в той мере, которую они заслужили.

    С уважением, Овадья Климовский

    Материалы по теме


    В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

    Недельная глава Мецора

    Нахум Пурер,
    из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

    Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

    Избранные комментарии к недельной главе Мецора

    Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
    из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

    Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

    Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

    Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
    из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

    Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

    Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

    «Оцарот»

    В нашей главе описаны виды проказ