Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Грешник может избежать гнева Всевышнего, если рядом с ним живет праведник?

Темы: Наказание, Грешник, Авраам, Праведники, Овадья Климовский, Сдом

Отложить Отложено

Почему Авраам хотел удержать Вс-вышнего от уничтожения Сдома? Почему Б-г пообещал пощадить всех, если найдется немного праведников? Разве может грешник избежать гнева Вс-вышнего, если рядом с ним живет праведник? Михаил

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Михаил!

Спасибо за Ваш глубокий вопрос. Попытаемся рассмотреть его по пунктам, и странности, отмеченные в первых двух пунктах, будут, с Б-жьей помощью, разъяснены в третьем.

  • 1. Комментаторы говорят, что в первую очередь Авраам беспокоился о праведниках, если таковые обнаружатся в Сдоме (хотя упоминается и желание Авраама спасти весь город ради заслуг праведников). Кли Якар поясняет, что именно в случае со Сдомом он переживал за праведников, которые могли пострадать заодно со злодеями. Дело в том, что одним из грехов, распространенных в Сдоме и окрестностях, был особенно изощренный разврат. Творец до такой степени не терпит этого, что от гнева Его могут пострадать не сами только нарушители, но и те, кто оказался рядом. Они должны были покинуть место, где происходит подобное. Это все же требует пояснения — получается, что праведники наказываются наравне со злодеями только за то, что оказались их соседями.
  • 2. Еще более странным выглядит ответ Всевышнего: если найдутся праведники, то Он пощадит всех. И это мы должны понять — может ли грешник избежать справедливого наказания.
  • 3. Разумеется, Творец мира управляет этим миром абсолютно справедливо, как сказано: «… Б-г верен [Своему слову] и не [делает ничего] несправедливого, праведен и честен Он» (Дварим 32:4). Ни один человек не может быть лишен награды даже за самое незначительное доброе дело (даже законченный злодей), равно как не может и избежать наказания ни за один проступок (даже праведник). Вопрос лишь в том, когда и как состоится расплата.
  • При этом одним из правил этого мира Всевышний сделал следующее: «Хорошо праведнику — хорошо и соседу его, горе злодею — горе и соседу его» (см. Сукка 56 б). Поэтому может случиться так, что праведник пострадает из-за своего соседства с преступниками; но он не может пострадать незаслуженно. «За компанию» со злодеями он может подвергнуться, например, частичному наказанию за собственные проступки, за которые в ином случае он не был бы наказан сейчас, а получил бы отсрочку — чтобы исправить их. Такую отсрочку, на самом деле, получают почти все, так как у каждого есть, что исправлять. В милосердии Своем Всевышний не наказывает людей сразу, как того требовала бы Высшая справедливость, а ждет от них исправления. Однако рано или поздно весь «счет» человека оплачивается. Поэтому, если праведник не заслуживает наказания вовсе — Творец спасает его из ситуаций, в которых, казалось бы, уже нет никакого выхода.

    Обратная ситуация со злодеями — даже если они уже заслужили наказание и полагающаяся им отсрочка закончилась, благодаря их соседству с праведниками отсрочка может быть продлена. И именно это пообещал Всевышний Аврааму, ведь Он, благословенно Имя Его, желает добра всем творениям Своим. Поэтому и использует любую возможность, чтобы не наказывать их, а дать им еще шанс исправить свой путь. (Разумеется, если это не противоречит Законам, установленным Его мудростью). Но и этому долготерпению есть предел, и так как достаточного числа праведников не нашлось, преступники были наказаны.

    Подытожим: даже если бы злодеи Сдома получили отсрочку, она ни в коем случае не была бы чем-то бОльшим, чем отсрочка. И если бы кому-то из них удалось умереть спокойно, избежав наказания в этом мире, оно настигло бы их в Геиноме именно в той мере, которую они заслужили.

    С уважением, Овадья Климовский

    Материалы по теме

    Кто называется цадиком?

    Рав Реувен Пятигорский

    Недельная глава Ваера

    Рав Ицхак Зильбер,
    из цикла «Беседы о Торе»

    В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

    Кто они — 36 праведников, на которых держится мир?

    Рав Бенцион Зильбер

    Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?

    Уроки Содома. Пиркей Авот 206

    Рав Цви Патлас,
    из цикла «Пиркей авот»


    Суккот — праздник «кущей» — называют праздником радости и веселья. О смысле праздника Суккот, его законах и обычаях, а также о тех заповедях, которые исполняют во время Суккот — читайте в этом материале. Читать дальше