Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как разогревать в субботу жидкую пищу?

Темы: Суббота, Яков Шуб, Варка

Отложить Отложено

Вопрос Раву Шубу: хотела уточнить следующее:1) Можно ли во время Субботы разогревать (на специальной горячей плате, которая была включена до наступления Субботы и стоит на таймере) блюда, которые содержат соус или вообще любую жидкость? Блюдо было приготовлено в пятницу, и новая жидкость туда не будет добавляться. Например, жаркое или куриный суп. 2) А также: можно ли ставить эти блюда на плату и снимать их с платы в Субботу? 3) До Шабата жидкое блюдо полностью сварено на обычной плите. Можно ли теплое блюдо ставить на субботнюю плату до Шабата и снимать с платы и ставить в холодильник после наступления Шабата? (Все происходит в пятницу вечером). 4) В Субботу я хочу разогреть это блюдо — можно ли жидкое блюдо достать из холодильника, поставить на плату, разогреть, а потом поставить обратно в холодильник? Спасибо заранее, Линда

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Линда,

Большое спасибо за Ваш вопрос. В отношение «варки после варки» существует различие между сухой и жидкой пищей. Если сухая пища была полностью сварена, то даже если она остыла окончательно, разрешено разогреть её повторно (разрешённым в субботу способом), поскольку мы считаем, что первая варка еще сохраняет свою силу (Шулхан Арух 318:4). Тем не менее, хотя «нет варки после варки», есть «печение и жарение после варки».

Что касается жидкой пищи, существует «варка после варки» (Шулхан Арух 318:4). Различие между сухой и жидкой пищей в этом отношении заключается в следующем. Когда речь идёт о жидкой пище, одной из основных целей варки является разогревание, и, когда еда остывает, результаты первой варки полностью «аннулируются». Поэтому её повторное разогревание это совершение запрещенной в субботу работы — варки.

Мнение Рамо (318:4), которому следуют ашкеназские евреи: если жидкая пища ещё не остыла полностью и частично сохраняет тепло после первой варки, так, что её еще можно употреблять в качестве «горячего блюда», то «нет варки после варки» (При Мегадим, 318:39; а-Граз 318:9; респонс Игрот Моше, ч. 4, 74:2). Однако если её уже невозможно подать как «горячее блюдо», то разогревать её снова нельзя, т.к. это уже было бы варкой.

Поэтому остывшее блюдо, содержащее жидкость, нельзя будет разогревать на огне или электрической плате в субботу, даже если оно было полностью сварено до субботы. Если это покажется Вам удобным с практической точки зрения, такое блюдо разрешено разогревать в субботу, поместив в ёмкость («второй сосуд» — кли шени) с горячей водой из электрического субботнего чайника (мейхам) или из кастрюли, которая стояла на огне (Шулхан Арух 318:13).

Но если такое блюдо поставили на электрическую плату до субботы, то в субботу его можно оттуда снимать и снова ставить при соблюдении следующих условий:

  • 1. Блюдо полностью сварено.
  • 2. Оно не успело полностью остыть.
  • 3. Когда его снимали, намеревались снова поставить на плату.
  • 4. Кастрюля с ним всё время находилась в руках (её можно держать одной рукой, накладывая пищу).
  • Кроме того, блюдо, содержащее жидкость, которое было полностью сварено и остыло, можно поставить на плату до субботы, даже если в данный момент плата не работает, а включится только в субботу в необходимое время с помощью субботнего таймера. После того как пища нагреется, её можно будет снимать и снова ставить на плату при соблюдении упомянутых условий (Шмират Шабат кэ-Илхата 1:26).

    С уважением, Яков Шуб

    Материалы по теме


    Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

    История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

    Рав Моше Ойербах,
    из цикла «История еврейского народа»

    Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

    Йеуда аМакаби (Маккавей)

    Рав Реувен Пятигорский,
    из цикла «Великие раввины»

    Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

    Тора о Хануке. Почему восемь дней?

    Рав Элияу Ки-Тов,
    из цикла «Книга нашего наследия»

    Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

    Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

    Рав Александр Кац,
    из цикла «Еврейские мудрецы»

    Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).