Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

С чем связана продолжительность перерыва между мясным и молочным?

Темы: Мясное и молочное, Кашрут

Отложить Отложено

Подскажите, с чем связана продолжительность перерыва между мясным и молочным? Я знаю, что в некоторых общинах ждут 3 часа вместо пяти с половиной, а в Нидерландах, вроде как, есть те, кто ждет всего 2 часа. Что говорит Галаха и Талмуд по этому поводу? Давид

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Давид,

В Талмуде (Хулин 105а) сказано, что молочное запрещено есть во время той же трапезы, когда ели мясные блюда. Только в следующей трапезе можно есть молочное.

У ришоним (ранних комментаторов) есть спор, по какой именно причине запрещено есть молочное после мясного. Раши (начальные слова комментария: асур лээхоль гвина) полагает: это связано с тем, что у мяса есть особое свойство — его жир «прилипает к полости рта и, таким образом, вкус мяса остаётся во рту на долгое время». Когда человек ест молочное, в то время как у него во рту сохраняется вкус мяса, создаётся впечатление, будто он ест мясо и молоко вместе (Этэр вэ-Исур 40, 10). Рамбам же (Маахалот Асурот 9, 28) считает, что причина запрета следующая: кусочки мяса часто застревают между зубами и остаются там даже поле полоскания рта или чистки зубов. Однако по прошествии определённого периода времени мясо считается переваренным, т.е. уже не считается мясом, см. Бах (Йорэ Дэа 89) и Таз (там же, симан катан 1).

Согласно этим объяснениям, чтобы есть молочное после мяса, необходимо ждать до другой трапезы, даже если человек только жевал мясо, а после этого его выплюнул (например, разжёвывал его для младенца), или пил мясной бульон. И даже тот, кто проглотил кусочек мяса, не жуя, должен ждать до другой трапезы (Бадэй Шулхан 89, 17).

Существует также спор ришоним, что имеет в виду Талмуд, говоря, что в другой трапезе уже можно есть молочное.

Мнение Рамбама (там же): упоминая «другую трапезу», Талмуд не имеет в виду саму трапезу, а лишь обозначает количество времени, которое следует пропустить до употребления молочной пищи. Поскольку во времена Талмуда трапезы устраивались дважды в день (утром и вечером), по мнению Рамбама, перед употреблением молочных продуктов следует подождать, по крайней мере, шесть часов.

Мнение же Тосфот (начальные слова комментария: ли-сэудэта ахарина), что Талмуд употребляет это выражение в прямом смысле. Поэтому, по мнению Тосфот, после того как человек закончит мясную трапезу, произнесёт после неё благословение, почистит зубы и прополощет рот, ему можно есть молочные продукты.

Шулхан Арух (Йорэ Дэа 89, 1), основываясь на мнении Рамбама, пишет, что между мясной и молочной трапезами следует пропустить шесть часов (после этого можно есть молочные продукты, даже не чистя зубы и не полоща рот). Однако Рама пишет, что в его время в той местности, где он жил, обычай был — полагаться на мнение Тосфот, см. выше. Но, всё же, принято было ждать примерно час после окончания мясной трапезы. И таков обычай в наши дни в некоторых общинах Голландии. А в некоторых других общинах Европы принято ждать 3 часа.

Рав Штернбух (Орхот а-Байт 7, 14) пишет, что богобоязненному еврею следует ждать после мясной трапезы шесть часов, даже если он живёт в таком месте, где принято ждать час или три часа.

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».