Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Запрещено отпускать бедного, попросившего милостыни, ни с чем, а следует дать ему хотя бы один финик, как сказано: «Пусть не вернется он оттолкнутым и опозоренным». А если тебе совсем нечего ему дать, утешь его словами.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Умер мой хороший знакомый. Я никогда не общался с его родственниками. Есть ли смысл навестить их?

Темы: Траур, Яков Шуб

Отложить Отложено

Недавно умер один мой хороший знакомый. Его семья сидит «шива» (соблюдает законы семи траурных дней). К сожалению, я не был знаком и никогда не общался с его родственниками. Скажите, пожалуйста, есть ли смысл навестить их, ведь я их совсем не знаю, и чем мое присутствие может помочь им?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Примите наши глубочайшие соболезнования в связи с кончиной Вашего друга.

Для того чтобы ответить на Ваш вопрос необходимо понять суть заповеди утешения скорбящих. Рамбам (Законы скорбящих 14:7)говорит, что если человек находится в ситуации, когда ему необходимо выполнить и заповедь навещать больных, и заповедь утешать скорбящих, а у него есть возможность выполнить только одну из них, следует отдать предпочтение заповеди утешать скорбящих. Причина: хотя обе эти заповеди — «благодеяния», утешение скорбящих — благодеяние не только по отношению к живым, но и по отношению к мертвым.

В Гемаре (Шабат 152а) сказано, что душа умершего скорбит по нему в течение семи дней. И если у человека не осталось родственников там, где он умер, необходимо собирать десять человек в течение всех семи дней траура. Более того, Рамбам (Законы скорбящих 13:4)пишет: эти десять человек садятся на место скорбящих, и приходят другие люди и утешают их, как будто они скорбящие родственники умершего.

Мнение Рамбама приводится в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 376:3). Рамо же не принимает это мнение и говорит, что десять человек собираются в доме умершего для молитвы и чтения Кадиша. В любом случае ясно, что заповедь утешения скорбящих выполняют не только ради живых, но и ради умерших.

Однажды мы слышали от нашего учителя Рава Мойше Петровера интересное объяснение, почему эта заповедь является благодеянием по отношению к мертвым. Уже Царь Шломо сказал, что лучше пойти на кладбище, чем на празднество. Когда человек приходит на похороны, утешает скорбящих и т.п., он невольно задумывается и о свой жизни, о том, для чего существует. Кроме того, говоря о добрых делах умершего, он переосмысливает и свои дела, раскаивается в дурных и желает стать лучше. Этот душевный подъем, который помогает человеку продвинуться в изучении Торы и соблюдении заповедей, в конечном итоге будет считаться также и заслугой умершего, который «побудил» его к этому. Таким образом, даже в будущем мире, где у человека уже нет возможности умножать свои заслуги самостоятельно, умерший получит награду и за те заповеди и добрые дела, которые люди совершают благодаря ему в этом мире.

Поскольку, как было сказано выше, заповедь утешения скорбящих относится как к живым, так и к мертвым, даже если Вы не знакомы с родственниками умершего, Ваше посещение во время шива будет утешением для Вашего знакомого и проявлением уважения к нему. И, безусловно, если Вы сможете рассказать о его добрых делах и найти нужные слова, чтобы утешить скорбящих родственников, заповедь будет выполнена полностью: как по отношению к живым, так и по отношению к умершему.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Тора с комментарием Раши, книга Шмот, глава Бешалах

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.