Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Умер мой хороший знакомый. Я никогда не общался с его родственниками. Есть ли смысл навестить их?

Темы: Траур, Яков Шуб

Отложить Отложено

Недавно умер один мой хороший знакомый. Его семья сидит «шива» (соблюдает законы семи траурных дней). К сожалению, я не был знаком и никогда не общался с его родственниками. Скажите, пожалуйста, есть ли смысл навестить их, ведь я их совсем не знаю, и чем мое присутствие может помочь им?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Примите наши глубочайшие соболезнования в связи с кончиной Вашего друга.

Для того чтобы ответить на Ваш вопрос необходимо понять суть заповеди утешения скорбящих. Рамбам (Законы скорбящих 14:7)говорит, что если человек находится в ситуации, когда ему необходимо выполнить и заповедь навещать больных, и заповедь утешать скорбящих, а у него есть возможность выполнить только одну из них, следует отдать предпочтение заповеди утешать скорбящих. Причина: хотя обе эти заповеди — «благодеяния», утешение скорбящих — благодеяние не только по отношению к живым, но и по отношению к мертвым.

В Гемаре (Шабат 152а) сказано, что душа умершего скорбит по нему в течение семи дней. И если у человека не осталось родственников там, где он умер, необходимо собирать десять человек в течение всех семи дней траура. Более того, Рамбам (Законы скорбящих 13:4)пишет: эти десять человек садятся на место скорбящих, и приходят другие люди и утешают их, как будто они скорбящие родственники умершего.

Мнение Рамбама приводится в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 376:3). Рамо же не принимает это мнение и говорит, что десять человек собираются в доме умершего для молитвы и чтения Кадиша. В любом случае ясно, что заповедь утешения скорбящих выполняют не только ради живых, но и ради умерших.

Однажды мы слышали от нашего учителя Рава Мойше Петровера интересное объяснение, почему эта заповедь является благодеянием по отношению к мертвым. Уже Царь Шломо сказал, что лучше пойти на кладбище, чем на празднество. Когда человек приходит на похороны, утешает скорбящих и т.п., он невольно задумывается и о свой жизни, о том, для чего существует. Кроме того, говоря о добрых делах умершего, он переосмысливает и свои дела, раскаивается в дурных и желает стать лучше. Этот душевный подъем, который помогает человеку продвинуться в изучении Торы и соблюдении заповедей, в конечном итоге будет считаться также и заслугой умершего, который «побудил» его к этому. Таким образом, даже в будущем мире, где у человека уже нет возможности умножать свои заслуги самостоятельно, умерший получит награду и за те заповеди и добрые дела, которые люди совершают благодаря ему в этом мире.

Поскольку, как было сказано выше, заповедь утешения скорбящих относится как к живым, так и к мертвым, даже если Вы не знакомы с родственниками умершего, Ваше посещение во время шива будет утешением для Вашего знакомого и проявлением уважения к нему. И, безусловно, если Вы сможете рассказать о его добрых делах и найти нужные слова, чтобы утешить скорбящих родственников, заповедь будет выполнена полностью: как по отношению к живым, так и по отношению к умершему.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский