Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как обстоит дело с камерами наблюдения, которые работают в субботу?

Темы: Суббота, 39 мелахот, Яков Шуб, Электроприборы

Отложить Отложено

Уважаемые раббаним, шалом. Скажите, пожалуйста, если работает камера 24 часа в сутки, 7 дней в неделю в йешиве, можно ли пользоваться записью шаббатнего раздела или урока Торы? Если это нарушение (?) — то как обстоит дело с камерами наблюдения, которые работают в шаббат, например, на улице, в помещениях (например, магазин), в религиозных заведениях — синагога, йешива? А если камера наблюдения завязана на детектор движения (например, в подъезде и/или на улице, где нужно проходить в шаббат)? Спасибо.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Что касается вопроса об использовании записи урока, то имеет значение, делается этого одноразово или постоянно. Если видеосистема безопасности постоянно работает и записывает все, что происходит в синагоге, в том числе и урок Торы, и на исходе субботы кто-то хочет его просмотреть, это не запрещено. Однако когда это делается на постоянной основе и всем известно, что уроки используются после субботы, то использование урока будет запрещено. Почему закон именно такой и каким образом разрешено пользоваться камерами наблюдения в субботу, читайте ниже.

Несомненно, вопрос об использовании камер наблюдения в субботу в наше время достаточно актуален. Камеры наблюдения являются весьма эффективным средством расследования и предотвращения правонарушений. Поэтому сегодня во многих странах камеры наблюдения устанавливают повсеместно, как в общественных местах и учреждениях, так и в частных владениях. В некоторых странах правоохранительные органы даже предлагают гражданам установить подобные системы наблюдения за счет государства. Синагоги и всевозможные еврейские организации в этом отношении исключением не являются.

В рамках нашего сайта нет возможности детально разобрать все проблемы, связанные с использованием видеокамер наблюдения в субботу. Кроме того, многое зависит от принципа работы камер. Поэтому рассмотрим вкратце несколько основных вопросов:

  • 1. Создание изображения (рисование) в субботу является производной работой (толада) от писания и поэтому считается нарушением запрета Торы (Рамбам 11:15). Поэтому следует определить: является появление изображения на экране нарушением запрета рисования или нет. С одной стороны, хотя изображение на экране не является в действительности нарисованным, люди относятся к нему как к нормальному изображению. Например, сегодня повсеместно распространены дигитальные фотографии и т.п., следовательно, это можно определить как вид рисования. И данный случай нельзя уподобить другому случаю создания изображения, о котором сказано в Гемаре (Шабат 149а): с точки зрения рисования нет проблемы смотреться в зеркало в субботу, хотя там тоже возникает изображение человека.
  • С другой стороны, все-таки изображение на экране не представляет собой в действительности рисунок, а только луч или тени (в зависимости от типа монитора), которые создают изображение, и с выключением монитора изображение бесследно исчезает. Поэтому можно было бы сказать, что с точки зрения законов субботы это действие рисованием не является и не запрещено, подобно тому, как не запрещено создавать изображения из теней, стоя против солнца.

    В любом случае большинство современных галахических авторитетов определяют это как рисование (Нишмат Авраам, Орэх Хаим 340 от имени Рава Шломо-Залмана Ойербаха, Орхот Шабат от имени Рава Йосефа-Шалома Элияшева зацаль и Рава Нисима Карелица шлита, Рав Шмуэль Вознер, респонс Шевет а-Леви 10:65). Однако они рассматривает это не как запрет Торы, а как запрет мудрецов — либо потому что это не является обычным способом рисования, либо потому что изображение не может существовать самостоятельно продолжительное время и не предназначено для этого (что является одной из характеристик рисунка) и т.д.

    Однако существуют галахические авторитеты, которые не относятся к изображению на экране как к рисованию (респонс Бэ-Цель а-Хохма 6:65, см. также Тшувот вэ-Анагот 2:189).

  • 2. Кроме того, существуют системы наблюдения, которые не просто передают изображение на экран (что дает возможность видеть происходящее в реальном времени), но и производят запись изображения, что дает возможность просматривать его через некоторое время. Это также запрещено в субботу, поскольку делает носитель записи пригодным к употреблению (Шмират Шабат кэ-Илхата, гл. 68, прим. 124, гл. 66, прим. 211, гл.67, прим. 106 от имени Рава Шломо-Залмана Ойербаха зацаль, Орхот Шабат гл. 26, прим. 40).
  • 3. Известно также, что когда картинка меняется, камера и записывающие устройства начинают работать более активно, что приводит к изменениям в электрической цепи и т.п. Это также, по мнению некоторых галахических авторитетов, может быть связано с определенными запретами (Орхот Шабат 26, прим. 57, 58).
  • 4. Наиболее сложным является вопрос о том, прямым или опосредованным будет действие человека, в результате которого его изображение появляется на экране? А также: заинтересован ли человек в том, чтобы его изображение появилось на экране?
  • а) Известно, что Тора запрещает в субботу только намеренные действия, млехет махшевет: действия, которые намеренными не являются, либо запрещены мудрецами, либо в некоторых случаях вообще разрешены. Как правило, человек, попавший в зону действия камеры, не совершает никаких специальных действий для того, чтобы его изображение появилось на экране, он просто живет обычной жизнью. Зачастую он не обращает внимания на то, что его снимают, его это не интересует, процесс съемки происходит сам по себе. Ведь, как известно, даже из космоса постоянно производятся съемки всей поверхности Земли. Поэтому некоторые галахические авторитеты при определенных условиях, когда не чувствуется никакой связи между действиями человека и работой камеры, не рассматривают описанные действия как запрещенные в субботу.

    б) Однако это справедливо, если человек просто идет по улице. А когда он заходит, например, в синагогу или частный дом, где работают камеры безопасности, то возникает определенная связь между действиями человека и работой камеры — ведь по большому счету системы безопасности работают и в его интересах.

    Теперь даже обычные действия человека могут получить статус псик рейша, т.е. разрешенного действия А, которое неизбежно приводит к запрещенному действию Б. Подобная ситуация рассматривается в Талмуде (см. Шабат 133а): например, человек тащит по земле скамейку, чтобы поставить ее на новом месте, а скамейка настолько тяжела, что неизбежно чертит на земле борозду. Таким образом производится работа вспахивания, запрещенная в субботу. Так же и в нашем случае: человек приходит в синагогу молиться или на урок Торы, а его изображение появляется на экране и записывается видеокамерой.

    в) Теперь необходимо рассмотреть, заинтересован ли человек в результате этого действия. По-мнению некоторых галахических авторитетов, поскольку человек заинтересован в безопасности своего пребывания в синагоге, появление его изображения, хотя напрямую и не способствуют этому, однако является частью необходимого функционирования системы безопасности. Ведь без этого не будет заснят и потенциальный правонарушитель. Соответственно, по их мнению, это действие будет иметь статус псик рейша дэ-ниха леи — непреднамеренное действие, в результате которого человек заинтересован. Это является нарушением более серьёзного запрета.

    г) Однако многие галахические авторитеты считают, что даже если человек, в принципе, заинтересован в безопасности своего пребывания в синагоге, это не имеет никакого отношения к появлению его изображения на экране и другим связанным с этим действиями, о которых было сказано выше. Интерес человека состоит в том, чтобы камерой был заснят не он сам, а правонарушитель и т.п. Соответственно, такое действие будет иметь статус псик рейша дэ-ло-ниха леи — непреднамеренного действия, в результате которого человек не заинтересован. Кроме того, сами действия, о которых мы говорили выше, запрещены мудрецами, а не Торой.

    При обычных обстоятельствах такое действие запрещено мудрецами (Шулхан Арух 320:18, Маген Авраам 314:11, Мишна Брура 316:18). Но в случае необходимости, например, когда существует реальная необходимость использовать систему наблюдения в целях безопасности или в палатах больницы и т.п., многие полагаются на «послабление» и разрешают использовать видеокамеры постоянного наблюдения (респонс Шевет а-Леви 10:65 и др.).

  • 6. Еще одним «облегчающим» обстоятельством может считаться то, что камера в любом случае снимает и записывает все происходящее, а действия человека приводят не к включению и выключению камеры, а только к изменениям в работе системы.
  • В системе наблюдения «Мабат 2000», которая установлена в Старом городе в Иерусалиме, по согласованию с Равом Элияшевым зацаль были произведены специальные изменения, благодаря которым изображение прерывается или переводится на другой монитор, чтобы картинка считалась эйно миткайем — непостоянным изображением. Но по его же просьбе камера, которая установлена на здании Эш а-Тора и постоянно снимает Стену Плача, в субботу поворачивается вверх, к небу, поскольку с точки зрения безопасности в ней нет необходимости (Рав Эфрати шлита в кн. Иса Йосеф, стр. 126).

    Кроме того, желательно вообще не сообщать рядовым членам общины о работающих камерах. Тогда их действия не будут иметь очевидной связи с работой камеры.

  • 7. Вернемся к Вашему вопросу об использовании записи урока. Как было сказано, имеет значение, делается этого одноразово или постоянно. Т.е. если система безопасности постоянно работает и записывает все, что происходит в синагоге, в том числе урок Торы, а на исходе субботы кто-то решил его просмотреть, это разрешено (респонс 17 Рава Шломо-Залмана Ойербаха в кн. Мэор а-Шабат, ч.1). Почему? Дело в том, что сам запрет пользоваться результатом запрещенной работы, совершенной в субботу, является «штрафом», который наложили мудрецы. А если запрещенные действия совершаются непреднамеренно, запрета нет.
  • Однако когда это делается на постоянной основе и известно, что уроки используются после субботы, действия участников урока становятся преднамеренными, и, соответственно, проведение урока при включенной системе наблюдения и использование записи урока будет запрещено (Орхот Шабат 25:66).

    С уважением, Яков Шуб

    Материалы по теме


    В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

    Недельная глава Мецора

    Нахум Пурер,
    из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

    Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

    Избранные комментарии к недельной главе Мецора

    Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
    из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

    Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

    Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

    Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
    из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

    Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

    Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

    «Оцарот»

    В нашей главе описаны виды проказ