Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Вы — боги, но умрете, как человеки?

Темы: Танах, Теилим, Значение слов в Торе, Перевод, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Что значат слова Давида «Псалом Асафа. Бог стал в сонме БОГОВ; среди БОГОВ произнес суд… Я сказал: вы — БОГИ, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс. 81:1, 6—7). Почему то, что он говорит, похоже на слова многобожника (не дай бог)? Артем

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Артем!

Ваш вопрос справедлив, если пользоваться тем переводом, который Вы процитировали. Позвольте привести перевод интересующего нас отрывка с сайта Толдот. Кстати, в сохранившейся у нас нумерации этот псалом идет под номером 82.

(1) Псалом Асафа. Б-г стоит (присутствует) в общине Б-жьей, среди судей судит Он. (2) Доколе судить будете неправедно и оказывать предпочтение нечестивым? Сэла! (3) Судите бедного и сироту, угнетенного и нищего судите праведно. (4) Выручайте бедного и нищего, от руки нечестивых спасайте. (6) Сказал я: ангелы вы и «сыновья Всевышнего» все вы…

Дело в том, что слово эло-им используется в Танахе не только как Имя Всевышнего, но и как обозначение людей, наделенных властью, в данном случае — судей. Теперь смысл псалма очевиден: Асаф укоряет несправедливых судей, отмечая значимость их работы: там, где заседает суд, пребывает Шехина — Б-жественное присутствие (Гмара в трактате Сангедрин отмечает, что это также накладывает на судей большую ответственность — они должны помнить, Кто взыщет с них за неправедный суд). Вы, говорит автор псалма, должны быть подобны ангелам, но, судя по вашим поступкам, это не так. Разъясняет комментарий Мецудот Давид: «…вы не получите защиты от Всевышнего, и умрете, как обычные люди». А Радак поясняет: «…в отличие от праведников, душа которых поднимается в Высшие миры, где обитают ангелы, ваша душа умрет вместе с телом».

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше