Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Земля была проклята за то, что не исполнила приказ Творца? Но у нее же нет свободы воли!

Темы: Сотворение мира, Свобода выбора, Древо Познания

Отложить Отложено

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, одно сложное место в главе Берешит, где сказано о том, что земля не исполнила приказ Творца и произвела вместо съедобного дерева и плода только съедобный плод. За это она потом была проклята после того, как был проклят Адам из-за своего греха. Как следует понимать это место, ведь у земли нет свободы выбора и, как следствие, нет ецер ара? Как в таком случае она могла ослушаться и позже быть наказанной? Один из ответов, который мне сказали, поясняет, что речь идет об ангеле, отвечающем за землю. Но ведь у ангелов тоже нет свободы выбора… С благодарностью услышу от вас более понятный комментарий. Спасибо! С уважением, Арье

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый реб Арье,

Вы задаёте верный вопрос.

Маараль в книге Гур Арье утверждает, что, несомненно, здесь невозможно понять слова мудрецов в соответствии с их простым смыслом — что земля совершила грех. Как и во многих других местах, здесь слова мудрецов — всего лишь «притча», которая скрывает огромную глубину (подробнее об этом см. «Мидраш шутит?»).

Постараюсь привести вкратце объяснение Маараля.

В начале своего объяснения Маараль приводит стих из Тэилим (115, 16): «Небеса — Б-гу, а землю дал (Творец) человеку». В этом стихе, говорит Маараль, «Небеса», олицетворяющие возвышенность, духовность, противопоставлены «земле», олицетворяющей низменность и материальность. Духовность обычно связана с совершенством, а природа материальности — причинять недостаток, дефект. Так Маараль объясняет стих из книги Коэлет (7, 20): «Ибо нет такого праведника на земле, который творил бы благо и не погрешил бы». Из выражения «праведник на земле» ясно, почему человек не может быть абсолютно совершенным: ведь он живёт на земле, находится в материальном мире, который обязательно в какой-то мере повредит непорочности праведника.

На это свойство земли порождать несовершенство «намекают» мудрецы, говоря, что земля не выполнила волю Творца. Из-за этого несовершенства земля, «как бы», не смогла выполнить приказ Всевышнего и произрастить совершенные деревья, которые одновременно были бы и плодами.

Поэтому и сущность плода дерева «познания зла и добра», выращенного материальной землёй, была — порождать низменные стремления. Поэтому когда Адам не устоял в испытании и отведал этот плод, проклят был не только он, но и то, что послужило его падению, т.е. земля.

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше