Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как поступать с ощущением собственного достоинства?

Темы: Гордость, Рав Реувен Куклин, Богобоязненность, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте. Пожалуйста, научите. Как поступать с ощущением собственного достоинства? Человек не может жить без ощущения собственного достоинства, но желание этого ощущения ведет к высокомерию. Где и как провести правильную границу? С.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый С.,

Вы задаёте хороший вопрос.

Мы должны понимать, что Творец дал нам очень высокую и значительную душу, что мы Ему важны, Ему важны наши действия, наши мысли, наши речи, все Его «мысли» — о человеке, как сказано (Тэилим 40, 6): «Чудеса Твои и помыслы Твои — о нас». В этом наше достоинство.

Такие мысли не приведут нас к высокомерию, ведь мы осознаём, что вся эта значимость — от Творца, не от нас. И об этом сказал царь Давид (Теилим 8): «Когда вижу я небеса Твои, дело перстов Твоих, луну и звезды, которые устроил Ты, (Думаю): что (есть) человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нем? И Ты умалил его немного перед ангелами, славой и великолепием увенчал его. Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, все положил к ногам его: Весь мелкий и крупный скот и зверей полевых, Птиц небесных и рыб морских, проходящих путями морскими. Г-споди! Господин наш! Как величественно имя Твое во всей земле!» Мы видим, что царь Давид, с одной стороны, говорит о величии человека: «Ты умалил его немного перед ангелами, славой и великолепием увенчал его. Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, все положил к ногам его: Весь мелкий и крупный скот и зверей полевых, Птиц небесных и рыб морских, проходящих путями морскими». С другой стороны, это не приводит его к высокомерию, а, наоборот, к скромности и покорности Ему: «что (есть) человек, что Ты помнишь его…».

Это поможет нам понять слова мудрецов в трактате Хулин (89а) о том, что когда Всевышний посылает величие праведникам, они «уменьшают» себя (свою значимость). Так было, когда Всевышний даровал величие Аврааму. Авраам сказал: «…я прах и пепел» (Бэрейшит 18, 27). Когда Всевышний даровал величие Моше и Аарону, они сказали: «…а мы что?» (Шмот 16, 7). Даровал величие Давиду, а Давид сказал: «Но я — червь, а не человек…» (Тэилим 22, 7). Праведники рассматривают всё происходящее с ними как милость Всевышнего. И чем больше милость, тем «меньшими» кажутся они себе, тем менее достойными этой милости. Поэтому и «уменьшают» себя.

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме

Что такое бар-мицва?

Рав Реувен Куклин

Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?

Пути праведников. Страх перед Всевышним

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”

«Совершенная мера» 2. Детали главных отрицательных качеств — гнева, вожделения и гордости

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

Глава 2. Детали главных [отрицательных] качеств - гнева, вожделения и гордости

Пути исправления качеств характера 1

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Пути исправления качеств»


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше