Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учил раби Симлай: Тора начинается добрыми делами и завершается добрыми делами»В. Талмуд, Сота 14а

В Америке в вопросах, какую бритву использовать, в основном, полагаются на мнение Рава Файнштейна...

Темы: Борода, Рав Бенцион Зильбер, Электроприборы

Отложить Отложено

Уважаемый рав Бенцион. Вопрос Йонатана насчет бритв обусловлен вот чем. В Америке очень широко распространено бритье лица. Большинство нехасидских бахурим и баалей батим бреются. Учащиеся колелим обычно тоже бреются первые несколько лет после свадьбы. В вопросах, какую бритву использовать, в основном, полагаются на мнение р. Моше Файнштейна, зцл, который, насколько я понимаю, именно полагался на различие между ножницами и бритвой. В любом случае минъаг пошут (распространенный обычай) среди бней-Тора в Америке, что бреются другими бритвами, a не только теми, которые Вы указали. Хотя возможно, что это те же самые бритвы, но просто в Америке по-другому называются. Очень распространено, что здесь полагаются на Norelco Lift and Cut после кошерования, о чем Йотанан и говорил. Возможно, мнение всех поским в Эрец-Исраэль отличается от этого, но здесь мнение Р. Моше принимается в этом вопросе. Именно поэтому он и был так озадачен, поскольку из Вашего ответа вроде бы выходит, что большинство соблюдающих Тору и мицвот евреев в Америке нарушают запрет дъорайса бриться. С огромным уважением, Арье Гринберг

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый рав Арье Гринберг!

Вы очень правильно заметили, что очень многие в Америке пользуются электробритвами и говорят, что полагаются на минъаг и на мнение рава Мойше Файнштейна зацал.

Интересно, что рав Мойше Файнштейн зацал не писал тшуву на этот вопрос, и это, по-видимому, было намеренно, а не случайно. Что таки считал рав Мойше Файнштейн зацал? И на каком основании и какие электробритвы он разрешал?

Есть несколько мнений о том, на каких основаниях он это разрешал.

Что определённо, машинки времен рава Мойше зацал были другими, техника тогда была другая. Электробритвы в его время были менее совершенны, чем сейчас, — сетки были толще, ножи не были настолько острыми и т.д. Например, от имени рава Рувена Файнштейна, сына рава Мойше зацал, передают, что во времена рава Мойше Файнштейна электробритвы еще не были так широко распространены, как сейчас.

И, по мнению Раши в Кидушин 35 б, инструмент мелакет — это инструмент, которым «полируют ножны меча» и которым обычно не пользуются для бритья; как Раши пишет там, эйн дэрэх гилуах бэ-хах. Рав Рувен понимает так мнение своего отца рава Мойше зацал: тогда электробритвы не были так распространены и это было эйн дэрэх — не принято. В наше время фирма Филипс сообщает, что производит 40 млн. электробритв в год. Рав Рувен считает, что это уже нельзя назвать «не принято», и, значит, в наше время мы уже не можем сказать, что этим не принято пользоваться для бритья.

Некоторые, например, считают, что основанием для разрешения рава Мойше зацал было то, что ножи резали не сами, а только вместе с сеткой. В наше время инженеры фирмы Филипс (например) рекламируют: сетка только «водит» волосы, а режет ножик электробритвы сам, без контакта с сеткой. Поскольку они так утверждают, спорить со специалистами несерьёзно. И если это было основанием для разрешения, то в наше время это не так.

Поэтому совсем не однозначно, разрешал бы рав Мойше зацал наши машинки в наше время.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме