Темы: Невеста, Деньги, Свадьба, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНужно ли еврейской девушке приданое? Если да, то какое? Спасибо большое за ответ. Лея
Шалом, уважаемая Лея!
В трактате Кидушин мудрецы спрашивают: как отцу выполнить одну из своих обязанностей по отношению к детям — женить их? И если с сыном это не представляло проблемы — найди ему невесту и играй свадьбу, это считалось доступным каждому (а дом строить необязательно), то относительно дочери возникает вопрос — разве это в руках отца? Как отец может быть обязан выдать замуж дочь, если это не зависит от него? Придет жених — захочет жениться на его дочери или нет? Ведь инициатива исходит от жениха. Мудрецы дают простой ответ: дочери следует дать такое приданое, чтобы ею заинтересовались молодые люди, и так она выйдет замуж.
Разумеется, есть женихи, которые обойдутся и без приданого, справедливо рассудив, что женятся на девушке, а не на ее деньгах — честь им и хвала. Но, тем не менее, отец должен позаботиться о том, чтобы дочь имела более чем гипотетическую возможность выйти замуж.
Хотя мудрецы строго осуждали тех, кто женится только из-за денег, они не отрицали необходимость заботиться о ближайшем будущем молодой семьи. И если юноша хочет после свадьбы поучиться несколько лет, не думая о пропитании, ничего предосудительного в этом нет.
О размере приданого говорится в трактате Ктубот (67). Там сказано, что отец должен дать своей дочери как минимум 50 зуз в приданое. Эта сумма всего в четыре раза меньше ктубы — суммы, которую муж обязан выплатить жене в случае развода. Так же пишет и Тур (Эвен а-Эзер 58), однако уже в Шулхан Арухе формулировка более обтекаемая: следует обеспечить дочь одеждой хотя бы так, как обязан обеспечивать супругу самый бедный еврей. Речь идет, как подчеркивается там же и в комментариях, о бедном человеке. Богатому же предписывается давать приданое дочери соответственно его достатку. В другой главе (там же, 113) сказано, сколько следует выделить на приданое сироты из общего наследства. Закон гласит: судьи должны определить, какого нрава был покойный отец — скуп ли, щедр — и сколько предположительно он дал бы за дочерью, если бы был жив. Столько и выделяется невесте из наследства. Отсюда ясно, что не существует четкого «прейскуранта» приданого. В наше время его размер устанавливается в зависимости от достатка отца и от местных обычаев.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
р. Ури Калюжный
В чем величие еврейской пары, стоящей под хупой?
Рав Ашер Кушнир
Рав Яков Шуб
Это просто часть свадебного наряда? Или здесь есть какой-то скрытый смысл?
Рав Реувен Куклин
Как восхваляют невесту?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Исроэль-Меир Лау
Почему хупу ставят под открытым небом? Еврейская свадьба.
Рав Зеев Гершензон
Чем ремесло лучше коммерции?
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Лея Солганик
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Яков Шуб
Зачем нужна Хупа?
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»