Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Величие Торы заключается в том, что она преображает каждый новый день, всякий раз доставляя самое главное удовлетворение»Магид из Кожниц

Чем пожертвования отличаются от десятины?

Темы: Цдака, Маасер, Яков Шуб

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, объясните, пожалуйста, какая разница между майсером и цдокой?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Давать цдаку (пожертвования) является одной из 613 заповедей, которые обязан соблюдать еврей. Как сказано в Торе: «И если обеднеет брат твой и придет в упадок рядом с тобой, то поддержи его… и будет он жить рядом с тобой» (Ваикра 25:36, см. также Дварим 15:7—8). Выдающийся еврейский мудрец Рамбам придавал очень большое значение правильному выполнению этой заповеди, объясняя это тем, что именно благодаря заслуге её выполнения еврейский народ освободится из изгнания (Рамбам, Матанот аниим гл.10).

Если у человека есть возможность выделять на пожертвования десятую часть своего дохода, эта десятая часть и будет называться маасер. Большинство людей именно так и поступают. А тот, кто отделяет пятую часть дохода, выполняет заповедь наилучшим образом.

Существует три различия между просто пожертвованиями (цдака) и отделением десятины (маасер):

цдака дается без точного расчета, а для маасера необходимо точно отделить десятую часть дохода;

— о том, кто дает цдаку, сказано, что он не обеднеет, а о том, кто оделяет маасер, сказано, что он разбогатеет (респонс Радваза 3:441);

— Всевышний становится партнером человека, отделяющего маасер, во всех его делах (Аават хэсед 2:18).

В заключение приведем рассказ из книги Рава Ицхака Сильвера, которая, с Б-жьей помощью, скоро выйдет на русском языке.

Раби Шмуэль Финкель (сын знаменитого Сабы из Слободки) отправился в Варшаву, чтобы выгодно вложить свои деньги. Он купил несколько вагонов муки и других продовольственных товаров. Сразу после этого началась первая мировая война и цены на продукты подпрыгнули до небес. У раби Финкеля было две возможности: продавать товары по новым ценам и быстро разбогатеть или заняться помощью бедным. В конце концов, он решил, что нужно воспользоваться ситуацией и помочь другим евреям. Первым делом он отправил большую часть продовольствия в йешивы, у которых в то время уже не оставалось никаких средств.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)