Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Старец не развьючивает осла своего врага?

Темы: Мишпатим, Заповеди, Уважение, Помощь, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Добрый день, вопрос по главе Мишпотим, гл. 23 ст. 5: «Если увидишь осла врага твоего лежащим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним». Вопрос о комментарии Раши на слово «развьючь» — азов тазов имо. Раши пишет:

Здесь это слово означает «помогать», как в стихе «…и раскается Он (в решении) о рабах своих, когда Он увидит, что ослабела рука их и нет ни заключенного, ни вольного (вэ-эфес ацур вэ-азув)» (Речи 32, 36). И также «ва-йаазву — и укрепили Йерушалаим до стены» (Нехемия 3,8) — заполнили землей, чтобы укрепить и упрочить стену. (Что касается слова ки — «если увидишь осла и т.д.», то) подобное (употребление находим в стихе) «Если скажешь в сердце твоем: Числом эти народы больше меня и т.д.» (Речи 7, 17—18) — «Быть может, ты скажешь так?» Это вопрос. — «Не бойся их, (и не говори так)». А наши мудрецы давали слову азов hалахическое толкование: «Если увидишь (осла врага твоего)… откажешь» — в некоторых случаях ты отказываешь, а в некоторых случаях помогаешь. Каким образом? (Если это) старец и недостойно его (развьючивать осла) — откажешь. Или если животное принадлежит иноверцу, а поклажа принадлежит Исраэли — откажешь (Мехильта).

Почему про старца сказано откажешь? Может, поможешь? Н.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Н.!

Спасибо за Ваш развернутый комментарий, предваряющий вопрос, как говорится: хороший вопрос — это уже половина ответа.

Есть несколько заповедей, по поводу которых Тора сделала оговорку, освободив от их исполнения определенную категорию людей. Так, от помощи в развьючивании скотины и от возвращения пропажи освобождены пожилые, почтенные люди, которым не подобает заниматься такими вещами. Представьте себе убеленного сединами раввина, который, растопырив руки, у всех на глазах гоняется за убежавшей от соседа курицей. Скорее всего, и за собственной курицей он не стал бы бегать, теряя достоинство; в таком случае он освобожден и от обязанности делать это для другого человека (Хошен Мишпат 263:1). В соответствии с этим же принципом Тора освобождает его от обязанности помогать навьючивать или развьючивать чужого осла и т.п. (там же, 272:3).

Так что речь в начале процитированного Вами отрывка идет о том, КТО, по идее, должен помогать, но освобождается от этого. А вопрос Ваш, вероятно, возник оттого, что в следующем примере говорится уже о том, КОМУ помогать не обязаны.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Что значит кашерные «четыре вида» растений на Суккот?

Рав Мендель Агранович

Всегда думал, что они все одинаковые, лишь бы название соответствовало...

Кашерность лулава, адаса и аравы

Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Суккот»

Проверка кошерности миртовой ветви. Подготовка к празднику Суккот

Давид Плотников

Превосходный вариант — выбрать адас, в котором по всей длине (30 см.) все трилистники — на одном уровне. Поэтому стоит найти адас с печатью хорошего раввина. Нужно, чтобы было три веточки. Длина той части ветки, которая покрыта трилистниками: по мнению Хазон Иша — 30 см. минимум, по раву Хаиму Ноэ — 24 см. Самое лучшее, когда трилистники идут по всей длине — по всем 30 см. Изначально кошерно также, когда они покрывают часть длиной 24 см. — даже по мнению Хазон Иша. Если трилистниками покрыта часть длиной более 15 см., то это кошер по букве закона.

Суккот 3. Двойная роль Суккот

Рав Носон Шерман,
из цикла «Суккот»

Дата Суккот очень тесно связана с Облаками Славы. Согласно мнению Виленского Гаона, когда Израиль согрешил, создав золотого тельца, он перестал быть достойным Облаков Славы.