Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не открывай любящему тебя никакой тайны, которую ты скрываешь от ненавистника, если только не испытал верность его любви многократно»Раби Йеуда а-Хасид, Сефер а-Хасидим 85

В субботу запрещено тушить пожар?

Темы: Пожар, Суббота, Пикуах нефеш, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Простите, что беспокою, но реб Меир Левин обратился ко мне с этой просьбой. Он опубликовал в газете «Еврейский мир» статью «Горшок на заборе». Одна из комментаторов задала ему вопрос: «Как было бы хорошо, если бы ответ на вопрос, тушить или не тушить пожар в собственном доме в субботу еврею, дали бы раввины. Ведь зачастую комментарии интерпретируются субъективно. Ведь здесь идет речь о спасении жизни. Или надо ждать, когда огонь подберется к человеку — и тогда однозначно можно и нужно тушить пожар?! Пару лет назад еврейская община Бруклина — религиозная община — основала услуги Скорой помощи в районе по субботам. Специально по субботам — потому что и в субботу случаются несчастья. Среди евреев — верующих — в том числе. Разве это неправильно? А тушение пожара — не из той же области сохранения жизни?! Мира Голд

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемая Мира!

В рассказе р. Меира Левина ясно сказано, что речь идёт о случае, когда нет опасности для жизни людей.

А если существует опасность для жизни — конечно, надо тушить. Опасность для жизни еврея отодвигает запреты субботы.

Существует опасность для жизни или нет — отдельная тема. Как во всех вопросах Закона, решение принимается в соответствии с реальной объективной оценкой ситуации. Может это привести к опасности для жизни или нет?

И если есть сомнение: возможно, опасность для жизни существует, также нарушают субботу — сафэк пикуах нэфеш дохэ шабат.

Например: если огонь может перекинуться на дом, где могут быть маленькие дети или пожилые люди, тяжелобольные, которые, возможно, не успеют вовремя выбежать, это может быть опасно для жизни.

В рассказе р. Меира Левина речь идёт о ситуации, когда определённо нет риска для жизни. Например, загорелся особняк, который стоит в пустынном месте и ничто не соединяет его с другими домами. Там — муж, жена и ребёнок, которые спокойно, увидев огонь, выйдут оттуда. И никакой опасности для жизни не существует. И т.д., и т.п.

Тогда встает вопрос, что можно делать в субботу, а что — нельзя.

Принцип — чтобы избежать потери имущества, нельзя нарушать субботу. И об этом писал р. Меир Левин. Соблюдение субботы важнее, чем предотвращение материального ущерба.

А теперь разберём, что можно делать в случае пожара там, где нет опасности для жизни:

  1. Можно сказать неевреям: «Кто потушит — не потеряет»; и можно эти слова сказать даже одному человеку (говорить прямо «Если потушишь — не потеряешь» нельзя, это уже будет просьбой потушить).
  2. Можно позвать знакомого нееврея, который уже сам поймёт, что надо делать.
  3. Можно лить воду туда, куда огонь ещё не дошёл.

Интересную историю рассказывает Талмуд, разбирая законы о том, в каких случаях тушат пожар в субботу.

Был пожар во дворе Йосефа бен-Симаи в местечки Сихин, и пришли люди, посланные властями Ципори, тушить, потому что Йосеф занимал пост в царской администрации. Йосеф бен-Симаи не позволил им тушить пожар, чтобы не произошло нарушения субботы. И Б-г послал ему чудо: пошёл дождь и потушил пожар. На исходе субботы Йосеф заплатил каждому, кто собирался тушить, по 2 монеты, а руководителю — 50 монет (сэла). Когда же мудрецы услышали об этом, они сказали: «Йосеф не должен был так поступать. Ведь мы учили: нееврея, который приходит тушить пожар, не просят о тушении, но и не препятствуют ему, если он хочет потушить сам».

Очень интересно, что Б-г в этом случае послал Свою помощь в соответствии с пониманием Йосефа бен-Симаи и его самоотверженностью ради субботы. Хотя по Закону Йосеф не должен был так поступать.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше