Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Хам был разжалован в младшие братья за хамство?

Темы: Человек, Шем, Ноах, Значение слов в Торе, Овадья Климовский, Животные

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые господа! Вопросы по главе Ноах:

1) «Шем, Хам и Яфет» — почему имена сыновей Ноаха идут в таком порядке? Если по старшинству, то ведь Хам «его меньший сын» (9:24). Или Ноах после известного хамства (простите за тавтологию) сделал Хама из среднего «меньшим»?

2) «И воспринял Г-сподь благоухание, и сказал Г-сподь в сердце Своем: Не буду более проклинать вновь землю из-за человека, ведь побуждение сердца человеческого худо с юности его, и не буду более вновь поражать все живое, как Я сделал» (8:21). На лашон hа-кодеш (святом языке): «ки ецер лев hа-адам ра минурав». Насколько я знаю иврит, тут «с юностей его». Как это понять?

3) «И страх пред вами и трепет пред вами будет на всяком животном земном и на всякой птице небесной, от всего ползающего по земле и до всех рыб морских, — в ваши руки они отданы» (9:2). Но ведь реальность такова, что у хищных животных, да и не только хищных, нет «трепета» перед человеком, а, наоборот, мы боимся их.

4) «Но только за вашу кровь; за души ваши взыщу; со всякого животного взыщу за это…» (9:5). Но ведь считается, что у животных нет свободы воли и в своих действиях они руководствуются инстинктами?

Борис

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Борис!

1. По мнению большинства комментаторов, Йефет был самым старшим среди сыновей Ноаха, а Хам — младше Шема. Однако благодаря своей праведности и благодаря тому, что от него происходит Авраам, Шем был упомянут первым. Хам — вторым, просто чтобы не нарушать порядок старшинства хотя бы здесь, а Йефет, поскольку все равно уже не упомянут на своем месте, передвинулся в конец.

2. В иврите встречаются слова, которые, означая что-то единственное, имеют форму множественного числа. Йемей нэурим — «дни юности», «юность»; это обычное выражение.

3. Мудрецы задавались этим вопросом (Шабат, 152 б) и уточнили два момента: во-первых, сказано «страх перед вами» — во множественном числе. То есть, в одиночку человек остановит нападение не всякого хищника, но на двоих уже никто не нападет, даже лев. Однако, спрашивают там мудрецы, мы видели, как лев нападал и на двоих. И отвечают — в стихе 6 тема завершается словами «так как по образу Б-га сделал человека…» То есть, никакое животное не нападет на человека (а крупные хищники — на двоих), если оно видит перед собою Образ Всевышнего. А если человек видится зверю как очередная скотина, то, естественно, ничто не удерживает его от нападения. Рассказывают, как группа учеников ешивы Мир однажды не могла попасть на занятия, так как на дороге им встретилась огромная злая собака и не было возможности ее обойти. Когда на место прибыл рав Йехезкель Левенштейн, благословенна память праведника, ему указали на собаку, которая, в свою очередь, только завидев рава, известного своим благочестием, мгновенно ретировалась. Подобные истории предание доносит до нас и о мудрецах Талмуда — тем, кто славился своей праведностью, никакие хищники не могли причинить вреда.

Некоторые комментаторы добавляют, что и без этого, в принципе, хищники не живут там, где поселяются люди. А что касается мелких животных, говорят мудрецы, здесь есть еще один момент — даже младенец, если он живой, отпугивает мышей и крыс от себя (в обычной ситуации), с другой стороны, мертвеца, даже если он — великан, следует охранять от них.

4. Радак пишет, что, хотя обычно понятия награды и наказания неприменимы к животным, в данном случае Тора делает исключение. Из других комментариев можно понять, что это исключение призвано сообщить нам: хотя духовный уровень человека после потопа стал ниже и ему разрешили есть мясо животных, человек не «уравнен» с животными. Известно высказывание одного вегетарианца: «Я не ем других животных». Тора предупреждает нас — такой подход опасен. Если мы считаем человека всего лишь очередным животным, ничто не помешает нам уничтожить его ради каких угодно своих целей. Тора разрешила человеку есть мясо животных — но не позволила животным есть людей. И хотя в реальности это случается, причиной тому лишь несовершенство человеческого поведения, как упоминалось в п.3.

Рамбан добавляет, что это — закон природы, Закон Царя — любой, проливший кровь человека, должен умереть. Даже тот, кто не отвечает за свои поступки…

А Мальбим приводит более глубокое и интересное объяснение: под словом хая в данном случае подразумевается «живая душа» — то есть за преступление придется отвечать каждому, даже если преступник умер, что называется, «в своей постели». Его душе, которая остается живой, придется отвечать за все. Но часто человек подвергается наказанию, еще не успев покинуть этот мир, об этом сказано «с любого человека взыщу». Однако это объяснение трудно считать простым значением написанного.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте:

Вегетарианство — гуманно?

Евреям запрещено держать домашних животных?

Женщина, с которой я встречаюсь, «помешана» на собаках

После смерти все собаки попадают в Рай?

Еврей не может пройти мимо страдающего животного?

Материалы по теме


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше