Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Получается, что нет объективной Истины?

Темы: Кашрут, Суббота, Мировоззрение, Истина, Споры, Поиск истины

Отложить Отложено

Одним из переломных моментов в моем соблюдении был энтузиазм поиска объективной Истины, появившийся во многом благодаря лекциям р. Ашера Кушнира. Сначала чем больше чем я узнавал и задумывался, тем больше появлялось желание жить Истиной. Однако со временем, чем больше я узнаю, тем больше понимаю, что в реалиях жизни объективная Истина не так уж объективна, как хотелось бы. Даже в самых принципиальных вопросах заповедей самой Торы существует миллион разных авторитетных мнений. Например, с точки зрения сатмарских хасидов мы все нарушаем Шабат, слишком рано его заканчивая, мясо, кашерное для ашкеназов, может оказаться трефным для сефардов, а по мнению Рабейну Там мы попросту игнорируем заповедь утреннего чтения Шма и т.д. и т.п. И так чуть ли не по каждому вопросу. Получается, что нет объективной Истины и все равно все упирается в 6 миллиардов субъективных истин?.. Или, по крайней мере, объективная Истина существует, но для нас остается доподлинно неизвестна?

О.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый О.,

Вы задаёте важный вопрос, ответ на который необходимо знать каждому еврею. Но, прежде чем перейти к ответу на Ваш вопрос, следует подчеркнуть: одно из Ваших утверждений неверно — у еврейских мудрецов нет споров по принципиальным вопросам. По принципиальным вопросам существует консенсус. Еврейские мудрецы спорят только по поводу деталей.

Возьмём тот пример, который Вы сами привели: с точки зрения сатмарских хасидов, мы все нарушаем Шабат, слишком рано его заканчивая. Обратим внимание: спор идёт не о принципиальном вопросе, а о деталях законов субботы. Ведь все — как сатмарские хасиды, так и их оппоненты — согласны, что евреи должны соблюдать субботу и что в субботу запрещено совершать все те 39 основных работ (так называемые авот мелаха) и их разновидности (так называемые толадот), о которых сказано в трактате Шабат. Все согласны, что Шабат выпадает на календарную субботу, и все согласны, что суббота заканчивается с появлением звёзд. Весь спор — относительно деталей: о каком «этапе» появления звёзд идёт речь.

Так же и с трефным мясом. Все согласны, что трефное мясо есть запрещено, и все согласны, что животное становится трефой, получив одно из 18 увечий, описанных в Мишне в трактате Хулин. Весь спор относительно деталей (так называемые cирхот в лёгких животного).

Перейдём к ответу на Ваш вопрос.

С древнейших времён философы разных народов искали абсолютную истину. После долгих поисков многие философы начинали осознавать, что абсолютную истину познать практически невозможно, и приходили в отчаяние. И, действительно, как может материальный человек познать абсолютную истину?! Ведь умственные способности человека, даже самого мудрого, ограничены. И возможность истинного, без всяких сомнений, познания окружающего мира весьма ограничена (каждый из нас ограничен в пространстве и во времени, кроме того, наши чувства доносят до нас весьма ограниченную информацию о мире).

Мидраш (Берешит Рабба) сообщает: именно по этой причине ангелы утверждали, что не стоит творить человека. Ведь материальный человек, по утверждению ангелов, так далёк от истины! Однако Творец «нашёл выход» из этой ситуации. Мидраш продолжает: «Что сделал Всевышний? Послал истину на землю, как сказано (Теилим 85, 12): Истина из земли произрастёт». Объясняет Виленский Гаон (Толдот Адам, глава Диврэй Элиягу), что Творец передал Тору в руки мудрецов Торы. И с тех пор то понимание, которого достиг тот или иной мудрец Торы, считается истиной (разумеется, что это только при условии, что он истинный мудрец Торы и изучал её руководясь теми правилами изучения Торы и выведения из неё законов, о которых заповедовал Сам Творец). Если еврей будет поступать так, как ему укажет его рав, он выполнит волю Творца и получит за это награду.

Об этом говорит и Иерусалимский Талмуд (трактат Сангедрин 2, 4): «Сказал рабби Янай: если бы Тора была дана однозначной, никто не мог бы выдержать этого» — ведь человек далёк от познания истины. Продолжает Талмуд: Моше просил у Творца: передай мне однозначные галахот (законы). Творец отказал Моше и объяснил: нужно поступать в соответствии с мнением большинства мудрецов Торы. Всевышний сообщил Моше, что Закон устанавливается не на Небесах, а на земле — мудрецами Торы. И, если у человека нет рава, следует поступать в соответствии с мнением большинства мудрецов. Только так человек может выполнить волю Творца.

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


Почему мудрецы Талмуда и вообще устная традиция иудаизма называет Рим царством Эдома? Какая связь между ними? Исчезло ли царство Эдома с падением Рима, а если нет, то кто продолжатель Эдома сегодня, в наши дни? Читать дальше