Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Основа человеческой жизни — постоянно преодолевать дурные качества характера; если человек этого не делает, то для чего он живёт?!»Виленский Гаон, Эвен Шлема(1:2)

Какие запреты есть в праздник Рош а-Шана?

Темы: Запреты, Рош Ашана, Йом тов

Отложить Отложено

Шалом! Мне очень интересно, какие запреты есть в праздник РОШ А-ШАНА? Можно ли фотографировать? Заранее благодарна, Аида

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемая Аида,

Законы Рош а-Шонэ и других праздников очень похожи на законы Субботы, поэтому фотографировать в эти дни нельзя. Существуют различные мнения по вопросу о том, можно ли фотографировать в полупраздничные дни (т.е. дни между первым и последним днём Песаха и первым днём Суккот и Шемини Ацерес, не включая праздничные дни). Если Вы фотографируете цифровой камерой, то в полупраздничные дни, по большинству мнений, в этом проблемы нет.

Посылаю Вам ответ, в котором я попытался коротко объяснить различие между законами праздников и законами субботы и причины существования этих различий.

Все йомим-товим (праздники): Песах, Шавуот, Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот и Шемини Ацерет — из Торы. Все они перечислены, в частности, в книге Ваикра (23). Там же (стих 7) Тора запрещает совершать работу в эти дни. Только второй праздничный день, который отмечают в диаспоре, отмечают по постановлению мудрецов. Ханука и Пурим также установлены мудрецами, но в эти дни совершать работу не запрещено.

В йом-тов (кроме Йом-Кипура), в отличие от субботы, можно зажигать огонь от уже зажжённого огня. Это не единственное различие между законами субботы и праздника. Существование этих различий тоже заповедано самой Торой. В книге Шмот (12:16) сказано: «…никакой работы не (должно) делаться в эти (дни); лишь то, что в пищу для всякой души, только это (можно) делать вам». То есть, Тора говорит, что не все работы, запрещённые в субботу, запрещены в праздник. Есть одно исключение: разрешено готовить «то, что в пищу для всякой души». Что же входит в понятие «пища для всякой души»? В книге Кицур Шулхан Орух (гл. 98, раздел 1) сказано следующее:

Всякую работу, которую запрещено выполнять в субботу, запрещено выполнять также в праздник. И то, что в субботу запрещено делать даже с помощью нееврея, также запрещено и в праздник. И как требует заповедь предоставить отдых своей скотине в субботу, так же и в праздник. И единственное различие между субботой и праздником — право готовить еду для людей, как сказано: «Только то, что может быть съедено, для всех людей, одно это может быть сделано у вас». Имеется в виду замешивание теста, выпечка, шхита (убой скотины) и варка. Кроме того, выносить вещи из одного владения в другое, а также переносить их по общественному владению в праздник разрешено даже не для приготовления еды, а для любой другой надобности, как узнали от мудрецов предыдущих поколений наши мудрецы благословенной памяти: «Из-за того, что разрешено переносить вещи ради того, чтобы приготовить еду, разрешено это и не ради того, чтобы приготовить еду, а ради другой нужды».

С уважением, Берл Набутовский

Читайте: Рош а-Шана — еврейский новый год

Материалы по теме

Канун Рош аШана

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Канун Рош а-Шана подобен дню перед судом. Поведение человека должно быть максимально серьезным, а его действия — праведными. Мы должны раскаяться в ошибках, совершенных в течение года, и принять обязательство не грешить.

Святость времени — праздники. Ваикра 52

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»

Книга Заповедей. Принципы составления

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев. Какие заповеди следует включать в перечень 613-ти? На каком основании? Об этом — книга великого еврейского мыслителя Рамбама (Раби Моше бен Майомона), которую он назвал "Книга заповедей". В ней он перечисляет все 613 заповедей Торы, включая 248 повелительных и 365 запретительных.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.


Даже тот факт, что обрезание крайней плоти полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого. Читать дальше