Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какие запреты есть в праздник Рош а-Шана?

Темы: Запреты, Рош Ашана, Йом тов, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Шалом! Мне очень интересно, какие запреты есть в праздник РОШ А-ШАНА? Можно ли фотографировать? Заранее благодарна, Аида

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемая Аида,

Законы Рош а-Шонэ и других праздников очень похожи на законы Субботы, поэтому фотографировать в эти дни нельзя. Существуют различные мнения по вопросу о том, можно ли фотографировать в полупраздничные дни (т.е. дни между первым и последним днём Песаха и первым днём Суккот и Шемини Ацерес, не включая праздничные дни). Если Вы фотографируете цифровой камерой, то в полупраздничные дни, по большинству мнений, в этом проблемы нет.

Посылаю Вам ответ, в котором я попытался коротко объяснить различие между законами праздников и законами субботы и причины существования этих различий.

Все йомим-товим (праздники): Песах, Шавуот, Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот и Шемини Ацерет — из Торы. Все они перечислены, в частности, в книге Ваикра (23). Там же (стих 7) Тора запрещает совершать работу в эти дни. Только второй праздничный день, который отмечают в диаспоре, отмечают по постановлению мудрецов. Ханука и Пурим также установлены мудрецами, но в эти дни совершать работу не запрещено.

В йом-тов (кроме Йом-Кипура), в отличие от субботы, можно зажигать огонь от уже зажжённого огня. Это не единственное различие между законами субботы и праздника. Существование этих различий тоже заповедано самой Торой. В книге Шмот (12:16) сказано: «…никакой работы не (должно) делаться в эти (дни); лишь то, что в пищу для всякой души, только это (можно) делать вам». То есть, Тора говорит, что не все работы, запрещённые в субботу, запрещены в праздник. Есть одно исключение: разрешено готовить «то, что в пищу для всякой души». Что же входит в понятие «пища для всякой души»? В книге Кицур Шулхан Орух (гл. 98, раздел 1) сказано следующее:

Всякую работу, которую запрещено выполнять в субботу, запрещено выполнять также в праздник. И то, что в субботу запрещено делать даже с помощью нееврея, также запрещено и в праздник. И как требует заповедь предоставить отдых своей скотине в субботу, так же и в праздник. И единственное различие между субботой и праздником — право готовить еду для людей, как сказано: «Только то, что может быть съедено, для всех людей, одно это может быть сделано у вас». Имеется в виду замешивание теста, выпечка, шхита (убой скотины) и варка. Кроме того, выносить вещи из одного владения в другое, а также переносить их по общественному владению в праздник разрешено даже не для приготовления еды, а для любой другой надобности, как узнали от мудрецов предыдущих поколений наши мудрецы благословенной памяти: «Из-за того, что разрешено переносить вещи ради того, чтобы приготовить еду, разрешено это и не ради того, чтобы приготовить еду, а ради другой нужды».

С уважением, Берл Набутовский

Читайте: Рош а-Шана — еврейский новый год

Материалы по теме

Канун Рош аШана

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Канун Рош а-Шана подобен дню перед судом. Поведение человека должно быть максимально серьезным, а его действия — праведными. Мы должны раскаяться в ошибках, совершенных в течение года, и принять обязательство не грешить.

Святость времени — праздники. Ваикра 52

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»

Книга Заповедей. Принципы составления

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев. Какие заповеди следует включать в перечень 613-ти? На каком основании? Об этом — книга великого еврейского мыслителя Рамбама (Раби Моше бен Майомона), которую он назвал "Книга заповедей". В ней он перечисляет все 613 заповедей Торы, включая 248 повелительных и 365 запретительных.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.


Фараон — «паро», как его называет Тора — у еврейских мудрецов считается олицетворением дурного начала, сил духовной нечистоты. Конечно, скорее всего за фигурой фараона Пятикнижия стоит вполне реальная историческая личность (правда, до сих пор ведутся споры, при каком именно из известных нам фараонов Древнего Египта происходили события Исхода). Но наши мудрецы говорят, что «фараон» может просыпаться в каждом из нас. Читать дальше