Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Слышал, что свинья в будущем станет кошерной. Так ли это?

Темы: Кашрут, Машиах, Каббала, Эдом

Отложить Отложено

Шалом! Прочитал Ваш ответ про свинью, и возник вопрос: слышал, что с приходом Мошияха свинья станет кошерной. Это так? И если да, то как после стольких веков «особого» отношения ее будут есть? Олег

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Олег,

Действительно, в мидраше Ваикра Рабба (13) сказано, что в будущем свинья станет кошерным животным. Более того, в мидраше Шохар Тов (146) приводится мнение, что все некошерные животные станут кошерными.

Есть разногласие среди важных затоков Торы, следует ли понимать этот мидраш буквально.

Из слов Ор а-Хаим (Ваикра 11, 3) видно, что он понимает этот мидраш буквально. В соответствии с этим пониманием следует сказать, что свинья будет отрыгать жвачку, т.е. приобретёт все признаки кошерного животного (отрыгание жвачки и раздвоенные копыта). Однако Рабейну Бехаей (Ваикра 11, 4—7) понимает этот мидраш по-другому, в переносном смысле. Он объясняет: мудрецы намекают, что царство Эдома, духовно связанное с этим животным, в конце концов перестанем мешать евреям и творить им зло, а, наоборот, поможет построить Третий Храм. Рейканати (в комментарии на главу Тецавэ) и Шла (Толдот Адам, Бейт Давид) объясняют эти слова мудрецов на уровне Каббалы.

Так или иначе, несомненно, мидраш этот говорит о том, что не существует абсолютного зла. Зло необходимо только для того, чтобы дать человеку в этом мире возможность выбора и, таким образом, сделать возможной награду за правильный выбор. А в будущем, когда необходимости во зле не будет, оно превратится в добро. Мы ненавидим зло, потому что оно зло, потому что оно мешает нам приблизиться к Творцу. Но если зло перестанет быть злом и впредь не будет мешать нам приближению к Творцу, у нас не будет причины его ненавидеть (и это даже после стольких веков «особого» отношения к нему).

С уважением, Реувен Куклин

Читайте:

Может ли еврей выращивать некошерных животных на продажу?

Кто создал зло?

Что хорошо, а что — очень хорошо?

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).