Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли использовать детские салфетки на основе мыла или глицерина в субботу?

Темы: Суббота, 39 мелахот, Яков Шуб

Отложить Отложено

Можно использовать детские салфетки на основе мыла или глицерина в Шабат?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде чем непосредственно ответить на него, необходимо небольшое вступление, в котором мы рассмотрим, что именно запрещено запретом выжимания. На самом деле существует два вида «выжимания». Во-первых, запрещено выжимать одежду, т.к. это является производной работой (толада) от мелабэн (отбеливания), одной из 39 работ, запрещенных в субботу. Во-вторых, запрещено выжимать сок из фруктов и овощей, т.к. это является производной работой от даш (молотьбы), которая также является одной из 39 работ, запрещенных в субботу. (Как при молотьбе зерно выделяется из колоса — места, где оно произрастало, так и выжатый сок выделяется из плода — места, где он возник и/или находился).

Мнения ришоним (ранних комментаторов) о том, на какие ситуации распространяется каждый из перечисленных запретов, разделились. Приведем основные их них:

1. Рабейну Там, Рашба и др. считают, что выжимание одежды является как «отбеливанием», так и «молотьбой». Однако запрет отбеливания нарушается только в том случае, когда из одежды выжимают воду, т.к. только в этом случае выжимание способствует очищению одежды. Если же из одежды выжимают другие виды жидкости, это не «отбеливание», поскольку одежда при этом остается грязной. Что же касается запрета «молотьбы», он существует и тогда, когда из одежды выжимают другие виды жидкости. Только, по мнению Рабейну Тама, если полученная жидкость не используется, то это не является нарушением запрета «молотьбы», а, по мнению Ри, выжимание будет запрещено и в этом случае, только это будет не запрет Торы, а запрет мудрецов.

2. Ран считает, что запрет отбеливания нарушается не только при выжимании воды, но и при выжимании вина. Что же касается запрета «молотьбы», то, как и Рабейну Там, он считает, что если после выжимания полученная жидкость не используется, это не является нарушением запрета «молотьбы» из Торы, но будет запрещено по мнению мудрецов, если из одежды выжимают такие виды жидкости, которые обычно выжимают, чтобы их использовать.

3. Рамбан и Рамбам считают, что при выжимании одежды нарушается только запрет отбеливания. Что же касается запрета молотьбы, то, по их мнению, он распространяется только на те случаи, когда жидкость выжимается оттуда, где она «произрастала», как, например, при выжимании плодов. Поэтому при выжимании одежды запрет молотьбы не нарушается — ведь жидкость впиталась в нее извне.

4. Существует и противоположное мнение: выжимание жидкости, которая впиталась в одежду извне, является более серьёзным нарушением, чем выжимание сока плодов, поскольку жидкость, выжатая из плодов, может рассматриваться как часть плода, а жидкость, выжатая из одежды, уже имела статус жидкости до того, как попала на одежду (Меири, Нишмат Адам 14:12).

Шулхан Арух (320:18) считает, что выжимание одежды будет нарушением запрета Торы, и даже если выжатая жидкость в дальнейшем не будет использоваться, это всё равно будет запрещено мудрецами (см. мнение Ри, приведенное выше). С этим согласны также Таз (320:12) и Мишна Брура (320:54).

Теперь о самом использовании влажных салфеток. Прежде всего, необходимо оговорить, что в данном случае запрет выжимания как производной работы от отбеливания не нарушается, поскольку салфетки одноразовые и выбрасываются сразу после использования. Поэтому речь не может идти об их «очищении» (Игрот Моше, Орах Хаим 2:70, Гар Цви 1:190). Соответственно, нас будет интересовать только «выжимание» как производная работа от «молотьбы».

Большинство обычных салфеток имеет в своем составе натуральные хлопковые волокна. Жидкость в таких салфетках находится на трех уровнях: на поверхности салфетки, между волокнами и внутри самих волокон. Запрет выжимания относится к жидкости, которая находится на последних двух уровнях. При использовании салфеток жидкость выжимается на всех трёх уровнях — это удобно для вытирания. Поэтому даже если человек не выжимает салфетку специально, а просто вытирает ребёнка как обычно, это действие рассматривается как псик рейша, т.е. действие, которое неизбежно приводит к выжиманию, и в данном случае человек заинтересован в выжатой жидкости, как было сказано выше.

Многие галахические авторитеты обращались к вопросу использования влажных салфеток или к похожим темам, см. Гар Цви 1:190, Игрот Моше, Орах Хаим 2:70, Циц Элиэзер 9:17, Нишмат а-Шабат 233, Шмират Шабат кэ-Илхата (новое изд. 14:37), Рав Ашер Вайс, сборник Ор а-Шабат 18. В своих работах они приводят различные доводы в пользу облегчения данного закона. К сожалению, в рамках нашего ответа нет возможности разобрать все факторы, которые рассматривают галахисты. В любом случае, тем, кто использует салфетки особым образом, есть, на чьё мнение опереться. Вытирать ребенка следует легкими движениями, не надавливая на салфетку, так, чтобы использовалась только жидкость, находящаяся на поверхности салфетки, т.е. на первом уровне. При этом желательно, чтобы салфетка была либо синтетической, либо бумажной, т.к. в этом случае выжимание запрещено мудрецами (Шмират Шабат кэ-Илхата, нов. изд. 14:37).

Однако практика показывает, что довольно трудно эффективно вытереть ребенка легкими движениями, без того, чтобы приложить какие-то усилия, что неизбежно приводит к выжиманию. Поэтому многие галахических авторитеты запрещают использование влажных салфеток (Мекадшей Швии 5, прим. 54 от имени Рава Элияшева Шлита, Рав Вознер Шлита, Шевет а-Леви, т. 8, Орхот Шабат 13:46).

Альтернативное решение: можно приготовить до субботы спрей со смесью воды с мылом или шампунем, а также пачку салфеток, чтобы она высохла до субботы. В субботу побрызгать на ребенка, перед тем как его вытирать, а затем вытереть сухими салфетками. Так вытирать разрешено по всем мнениям.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Можно ли выжимать солёные огурцы в субботу?

Почему запрещено выжимать губку в субботу?

Работы, запрещённые в субботу, и их производные

Общие принципы законов субботы, псик рейша

Материалы по теме


Крепкий еврейский брак славился верностью и взаимопочитанием супругов, дышал спокойствием, миром и любовью. Разводы среди евреев встречались крайне редко. Читать дальше