Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему не произносят благословение на отделение десятины от денег?

Темы: Цдака, Заповеди, Маасер, Благословения

Отложить Отложено

Здравствуйте! Почему нет благословления на отделение десятины от денег, в чем отличие этой заповеди от тех, на которые благословление говорится? Спасибо. Илья

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый Илья,

Отделение десятины от денег — это не отдельная заповедь. Это лишь часть более общей заповеди помогать бедным — давать так называемую цдоку[i]. Количество денег, которое необходимо отделить на благотворительность, определяется несколькими факторами. Оно зависит как от возможностей дающего, так и от нужд получающего. В наше время принято отделять десятину, т.к. удовлетворить все требования бедных всё равно невозможно, да и определить, сколько каждый человек должен давать, тоже очень нелегко. Кроме того, в отделении именно десятины есть особая сгула (в данном случае — «сила», «помощь»). В книгах по Еврейскому Закону говорится также об одной пятой части. Тот, кому удаётся отделить на благотворительность пятую часть от всех своих доходов, удостаивается особой помощи с Небес во всех своих начинаниях.

Заметим, что отделение других видов десятины — таких, как первая и вторая десятина, которые надо отделять от урожая, десятина, которую Левит должен отделять от полученной им десятины, а также десятина, которая отделяется от стада овец, — это заповедь из Торы. Чтобы выполнить эти заповеди необходимо отделить именно десятую часть. Отделение десятой части от дохода производится по аналогии с отделением перечисленных видов десятины.

Конечно, всё это не отменяет Ваш вопрос: почему не говорят благословление на цдоку — благотворительность?

Ответ на этот вопрос даёт средневековый мудрец Рабейну Бахья[ii] в книге Кад а-Кемах (статья Цицис). Он делит все заповеди на два вида — такие, до которых человек мог бы дойти своим умом, и такие, которые мы выполняем только из-за того, что их заповедал Вс-вышний. Бесспорно, выполнение обоих видов заповедей совершенно необходимо. Однако то, что делает евреев святым народом, — это именно выполнение заповедей, до которых человек дойти своим умом не может. Почему?

Дело в том, что на Святом языке «святой» звучит как кадош. Слово кадош означает «отдельный», «отделённый». Именно выполняя те заповеди, которые человеческий разум самостоятельно постичь не может, мы проявляем свою «отделённость» от других народов. А заповеди, выполнения которых требует простая человеческая логика, народы мира часто тоже выполняют.

В частности, выполнение такой заповеди, как благотворительность, имеет вполне очевидные преимущества. Оно позволяет всем членам общества жить с большей уверенностью в будущем, избавляет богатых от угрызений совести по поводу плачевного состояния, в котором находятся бедные и т.д. Эти преимущества настолько очевидны, что все развитые страны нашего времени создали систему социального обеспечения. Получается, что у современного нееврея, даже самого ярого антисоциалиста, необходимость системы перераспределения достатка не вызывает сомнений.

Конечно, тут напрашивается вопрос: если необходимость благотворительности настолько очевидна, зачем Вс-вышний заповедал нам то, до чего мы могли дойти своим умом. Причин этому множество. Назовём здесь только самые основные. Во-первых, выполняя заповеди, мы приближаемся к Вс-вышнему. Когда Он заповедал нам выполнять вещи очевидные, Он дал нам дополнительную возможность приблизиться к Себе. Во-вторых, развитые страны ввели систему социальной защиты, только став развитыми. А пока жили сравнительно бедно, о нищих не заботились. А евреи, которым Вс-вышний заповедал помогать нищим, всегда и везде при создании общины создавали также систему помощи вдовам, сиротам, инвалидам. Только этот удивительный исторический факт показывает необходимость таких заповедей. В-третьих, законы благотворительности и прочие законы, которые диктуются человеческой логикой, содержат огромное количество деталей. Та форма, которую эти законы принимают в свете Торы, не всегда и не во всех деталях соответствует тому, как эти законы выглядят в нееврейском законодательстве.

Тут мы, наконец, подходим к ответу на Ваш вопрос. Дело в том, что заповеди, продиктованные логикой, не являются отличительно чертой еврейского народа. А все благословения на исполнение заповедей содержат слова Ашер кидшону бэмицвойсов («Который выделил нас своими заповедями»). Поэтому, благословения произносятся только на те заповеди, которые подчёркивают особый статус еврейского народа. А заповеди, которые Вс-вышний дал также народам мира, и заповеди, которые люди выполняют из соображений совершенствования общества, не выделяют евреев из народов, и на них произносить благословение не нужно.

С уважением, Берл Набутовский


[i] Хотя есть мнения, что это заповедь из Торы или заповедь, установленная мудрецами, современные галахические авторитеты приняли мнение, что это только традиция. Тем не менее, если в Вашем городе принято отделять десятину или если Вы лично уже отделяли её несколько раз подряд, Вы обязаны продолжать это делать.

[ii] Автор книги Ховос а-Левовос и комментария на Пятикнижие.

Читайте: В чём избранность еврейского народа?

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).