Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как Агриппас мог быть помазанником Всевышнего?

Темы: История, Царь, Лесть

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый рав Берл Набутовский! Помогите, пожалуйста, понять ещё один вопрос: в приведённых Вами комментариях Раши сказано, что «…погибнет помазанник…» — это значит, что будет убит царь Агриппас, который правил Иудеей во время разрушения Второго Храма. Но если Агриппас был назначен римлянами на иудейское царство, хотя по родословию не имел права быть царём (и был потомком раба), то понятно, что евреи согрешили, признав его своим царём. ВОПРОС: почему Всевышний называет царя Агриппаса Своим помазанником, если он не имел по Его же закону на Иудейское царство права и если евреи согрешили, приняв его как царя? С уважением, Михаил

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый Михаил,

Ваше предположение, что принятие Агриппаса в качестве царя было грехом, не совсем верно. Ведь в сложившейся ситуации у евреев явно не было выбора — принимать Агриппаса или не принимать. Вам, наверное, известно, что когда речь идёт об опасности для жизни, мы обязаны нарушить почти все законы Торы. Следовательно, грех евреев заключался не в том, что они помазали Агриппаса на царство в Иудее.

Наоборот, они правильно сделали, приняв его в качестве царя — война с Римом в то время была бы для них самоубийственной.

Имел ли право сам Агриппас принимать назначение на царство и являлся ли он царём с точки зрения галахи после того, как был помазан, — это не совсем ясно[i].

В любом случае, он был назначен правителем Иудеи и de-facto им являлся. Значит, Вс-вышний дал ему такую возможность. В наше время то, что евреи не всегда находятся под властью достойных правителей, уже не вызывает удивления. Почему Вс-вышний дал им возможность прийти к власти? На этот вопрос ответить невозможно — ибо мы не знаем Его расчетов. Тем не менее, сам факт, что кто-то является правителем, отрицать бессмысленно.

А грех евреев заключался в том, что они льстили Агриппасу, говоря: «Ты брат наш». Делать это было совсем не обязательно. Кроме того, назвав его «братом», мудрецы исказили слова Торы, что является особо тяжёлым нарушением.

С уважением, Берл Набутовский


[i] См., например, книгу Кнесес а-Гдойла (Хошен Мишпат, гл. 7, агаот Бейс Йосеф 1), — автор сомневается в этом вопросе.

Читайте: Милостивый правитель Агриппа

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».