Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Счастлив человек, который не ходил по совету нечестивых, и на пути грешников не стоял»Теилим 1,1

Как выбрать раввина?

Темы: Раввин, Пиркей Авот, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом и браха Вам, уважаемый Климовский Овадья. Недавно в синагоге мне сказали, что в Талмуде есть место, где написано «выбери себе раввина». Я не знаю, где это написано, но у меня вопрос. Можно ли выбирать учителя? Конечно, я понимаю и личные симпатии, и расположенность к человеку и многое другое. Но не выйдет ли так, что, избирая себе раввина, мы выбираем определенные взгляды, которые нам выгодны? Можно выбрать себе ортодоксального раввина, а можно и реформатора, у которого совершенно другие взгляды (например, проблема армейских гиюров). Я никого не выбирал, но очень доволен что Б-г направил мои письма к Вам. Вопрос 2. Может ли нееврей выбирать себе раввина? Может ли раввин согласиться на такое предложение? С уважением, Юрий

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом и браха, уважаемый Юрий!

1. В трактате Авот даже дважды упомянута рекомендация выбрать себе рава. Это не обязательно должен быть один и тот же человек — в 6-ой мишне, по словам комментаторов, говорится об учителе, под руководством которого человек будет изучать Тору. Рамбам пишет, что лучше учиться у кого-то, чем самому, даже если учитель уступает ученику в способностях. А р. О. Бартанура добавляет, что следует выбирать постоянного учителя, так как если учиться сегодня у одного, а завтра — у другого, материал не будет усвоен корректно, ведь у каждого — своя методика и свой подход к учению.

А в 16-ой мишне речь идет совсем о другом — о раввине, на которого человек сможет положиться полностью, спрашивая его в трудных с точки зрения Алахи ситуациях, как поступить. Это, конечно, должен быть очень знающий и Б-гобоязненный человек, с правом решать алахические вопросы, полученным от одного из настоящих раввинов.

Вы замечаете очень верно — в выборе как первого, так, тем более, и второго, человек должен руководствоваться не желанием облегчить себе жизнь, а стремлением узнать истину. В конечном счете, если рав сказал человеку «делай так», то отвечать за ошибку будет он, рав. Человек, однако, несет ответственность за то, как он выбирал себе раввина. Признают ли его авторитет ученые Торы, как оценивается его Б-гобоязненность, — все это можно выяснить. Если человек взял себе в учителя такого рава, о котором никто не может сказать[1], что его псак (законодательное решение) — пустой звук, о котором никто не может сказать, что на его решения влияют личные интересы, политика и т.п., — к этому человеку не будет претензий, когда он предстанет перед Высшим Судьей[2].

2. Не вижу причины, почему бы и нет, если Рамбам в конце Законов шмиты пишет, что «не только колено Леви, но и любой живущий на этом свете» может посвятить себя служению Всевышнему. Следовательно, у каждого, кто хочет жить в соответствии с волей Творца, должна быть возможность узнавать, в чем эта воля состоит. Узнать же это можно из Торы. Соответственно, ее знатоки могут помочь в этом любому. И, насколько мне известно, по всему миру существуют общины так называемых Бней Ноах, которые курируются раввинами.

С уважением, Овадья Климовский


[1] Разумеется, речь идет о тех, кто вообще может что-либо сказать на эту тему, то есть, о Б-гобоязненных людях, посвятивших себя изучению Торы и скрупулезно выполняющих ее Законы, и ученых настолько, чтобы иметь свое мнение о том или ином раввине. Мнения газетчиков и политиков разных областей нас не интересуют.

[2] Однако я надеюсь, что Ваши слова о письмах (за которые Вам спасибо) не относятся к этому вопросу.

Читайте: Неевреи и Тора

Материалы по теме


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше