Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Деньги, отделяемые на милостыню, не следует тратить на выполнение заповедей, как, например, на покупку свечей для синагоги или других вещей, нужных для выполнения заповедей; эти деньги следует только отдавать бедным.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Человек рождается грешным?

Темы: Дурное начало, Грех, Давид, Теилим, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом и браха, уважаемый рав Климовский Овадья. В своих вопросах я всегда упоминаю Ваше имя потому, что очень хочу, чтобы вопрос попал именно к Вам. Я правда очень ценю общение с Вами. Сейчас я читаю Книгу Псалмов, и у меня такой вопрос: (Пс.50.7) «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Как правильно понимать слова Давида? О его родителях ничего плохого не написано. Имеют эти слова отношение ко всем людям, или к некоторым? Когда человек приходит в этот мир, он рождается грешным или нет? Помогите в этом вопросе. Всего Вам наилучшего. С уважением, Юрий

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Юрий! Спасибо за теплые слова, постараюсь оправдать Ваше доверие.

Вы задаете очень глубокий вопрос, возможно, мне не удастся дать на него полный ответ, но попробуем рассмотреть поэтапно.

В этом стихе (51, 7; в нашей нумерации это глава 51) царь Давид говорит о своем грехе в истории с Бат-Шевой. И хотя существует множество объяснений, каковы были его мотивы и когда он срочно взял к себе Бат-Шеву, и когда отправил Урию на смерть, нельзя отрицать, что поступок этот никак не соответствовал духовному уровню царя Давида, был для него недопустимым. Поэтому пророк и упрекал его столь гневно. Большинство комментаторов Танаха склоняются к такому объяснению слов Давида: я, конечно, грешен, но прошу снисхождения, поскольку грех, связанный с отношениями мужчины и женщины, более свойствен человеку, нежели остальные грехи. Ведь влечение является частью природы человека и может склонить его к проступку, тогда как от воровства или убийства удержаться значительно легче[1]. Говоря о матери, Давид вовсе не намеревался как-то обвинить ее, а просто подчеркивал: и она родила его благодаря этому влечению. Наоборот, можно сказать, что царь Давид хорошо осознавал, какими великими праведниками были его родители[2], и именно поэтому упомянул их, прося у Всевышнего прощения за свой проступок. Как бы говоря: ведь влечение, явившееся катализатором этого проступка, настолько свойственно природе человека, что даже такие праведники, как мои родители, зачиная меня, намеревались также получить наслаждение (по Ваикра Раба 14:5).

Так что можно сказать, что слова Давида имеют отношение ко всем людям. Мальбим комментирует их еще яснее: каждый человек с рождения склонен к греху, поскольку его разум связан телесной оболочкой. Более того, на первый взгляд, это же написано прямо в тексте Торы (Берешит 8:21): «…ведь побуждение сердца человеческого худо с юности его». Но здесь требуется пояснить одну важную деталь, чтобы избежать неверного понимания: Тора пишет, что у ребенка недостаточно разума, чтобы пробудить в себе доброе побуждение — йецер а-тов, поэтому он движим в основном дурным побуждением — йецер а-ра. Но у взрослого человека есть оба побуждения, и они равносильны! Поэтому ни в коем случае нельзя принять объяснение, почему грех вообще возможен, за оправдание греха. И, разумеется, рождается человек абсолютно чистым (поэтому и о том, кто принимает на себя еврейство, говорят: подобен новорожденному). И, как было сказано, совершенно в его власти таковым и оставаться всю жизнь. Хотя и сказано: «Даже праведники грешат». Но, во-первых, не все, а, во-вторых, они могут немедленно исправить свои ошибки и подняться на еще более высокий уровень служения Всевышнему.

С уважением, Овадья Климовский


[1] Об этом различии говорили и писали многие мудрецы, в частности, Ран в своих знаменитых Драшот (н. 10).

[2] Гмара говорит, что его отец Ишай был одним из четырех живших на земле абсолютных праведников. Эти люди были настолько праведны, что единственной причиной их смерти стала общая «смертная» природа человека, которая стала такой в результате греха Адама.

Читайте:

Велик тот, чьи ошибки можно пересчитать…

Кто праведнее царя Давида и Моше-рабейну?

Материалы по теме


Еврею — и мужчине, и женщине — необходимо выглядеть и приятно, и скромно. Быть достойным, но при этом не вызывать и не привлекать внимание — непростая задача, возложенная на каждого из нас Читать дальше